Биоразнообразие - изучение видового разнообразия растений и животных природного окружения и способов его увеличения

п.1.5 28.06.2024 План действий на 2 года по увеличению биоразнообразия на территории учреждения дошкольного образования (Скопец Т.Ф., заместитель заведующего по ОД, Якуть Н.О., воспитатель дошкольного образования, Больцевич Г.В., законный представитель ребенка, 11 воспитанников старшего дошкольного возраста)

                                                                УТВЕРЖДАЮ:

                                                                Заведующий ГУО

                                                               «Детский сад № 18  г.Лиды»

                                                                      __________М.Р.Петровская

                                                                      28.06.2024

                                                                                                                         

 

 

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ БИОРАЗНООБРАЗИЯ 

НА ТЕРРИТОРИИ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ                            сентябрь 2024 – сентябрь 2026гг.

Мероприятия

Сроки

Ответственный

1

Посадка плодово-ягодных деревьев, декоративных кустарников, лиственных деревьев

апрель 2025

2026

Воспитанники, родители, педагоги

2

Разработка советов и рекомендаций   «Как ухаживать за посаженными деревьями»

апрель  2024

Участники проекта

3

Подготовка деревьев к зиме

октябрь – ноябрь 2024

2025

2026

Воспитанники, педагоги

4

Изготовление и размещение кормушек для птиц, организация регулярной подкормки птиц

ноябрь – март 2024/

2025/2026

Воспитанники, родители, педагоги

5

Фотосессия «Подкормка птиц»

ежегодно

Воспитанники, родители, педагоги

6

Выставка рисунков «Птицы на кормушке»

декабрь 2024

Воспитанники, родители, педагоги

7

Экологическая акция «Покормите птиц»

январь 2025

Воспитанники, родители, педагоги

8

Увеличить количество искусственных гнездований (синичники)

ежегодно

март-апрель

Воспитанники, родители, педагоги

9

Ведение рубрики для детей и родителей (родит.уголок, сайт)

 «Учите детей узнавать птиц»

Март – май (ежегодно)

 

 

Экологический  праздник «Праздник птиц»

Апрель 2025

 

10

Посадка лекарственных растений на огороде

август -2024

май 2025,

далее постоянно

 

Воспитанники, родители, педагоги

11

Разработка памятки «Правила сбора и хранения лекарственных растений»

сентябрь 2024

 

12

Разработка дизайнерских решений по оформлению клумб

Март 2025

Участники проекта

 

Разбивка клумбы

Апрель – май 2025

 

13

Составить эл. картотеку «Наши цветы»

сентябрь 2025

Воспитанники, педагоги

14

Разработать памятку «Правила ухода за цветами»

апрель 2025

 

15

Фотоотчет «Наблюдение за бабочками»

июнь-август 2025/2026

Воспитанники, родители, педагоги

16

Конкурс рисунков «Самая красивая бабочка»

август 2024

Воспитанники, родители, педагоги

17

Наблюдение за растениями и насекомыми «Дикого лужка»

май – сентябрь (ежегодно)

Участники проекта

18

Составление картотеки «Растения (животные) луга»

апрель – сентябрь 2025

Воспитанники, родители, педагоги

19

Выставка рисунков «Луговые растения»

сентябрь 2024

Воспитанники, родители, педагоги

20

Создание и размещение зоны для беспозвоночных животных

март-апрель 2025

Участники проекта

21

Ведение календаря природы «Наблюдение насекомыми»

апрель – октябрь

(ежегодно)

Воспитанники, родители, педагоги

22

Исследовательская деятельность «Мир насекомых»

апрель – октябрь 2025

 

23

Консультация для родителей «Полезные животные: червяки и улитки»

Апрель 2025г

Участники проекта

 

 

п.1.8 19.06.2024 Создание "клумбы для бабочек" (11 воспитанников, Якуть Н.О., воспитатель дошкольного образования)

На территории учреждения дошкольного образования создана "клумба для бабочек"! Это уникальная возможность  успешно проводить наблюдения с детьми за растениями, насекомыми и птицами, а также учиться устанавливать взаимосвязь между живой и неживой природой, любоваться красотой природного мира! Воспитанниками и педагогами составлена карта-схема, на которой указано месторасположение "клумбы для бабочек", картинки, рисунки насекомых и растений, условные обозначения правил поведения в условиях дикой природы!

Карта-схема расположена на первом этаже, в холле! 

 

 

п.1.1 18.06.2024 Составление картосхемы разнообразия деревьев и кустарников на территории учреждения дошкольного образования (6 воспитанников, Васько О.А., воспитатель дошкольного образования)

п.1.3 17.06.2024 Составление картосхемы (отчета) о разнообразии птиц на территории (6 воспитанников, Якуть Н.О., воспитатель дошкольного образования).

Для создания картосхемы воспитанники специальной группы использовали картинки, рисунки, условные знаки! Картосхема показывает, что на территории учреждения дошкольного образования всего размещено 13 гнездований птиц. Из них: 10 скворечников, 3 синичника. Скворечники (синичники) размещаются на всех участках (6), а также в садовом дворике (3 шт), на территории огорода (3 шт), спортивной площадке (1 шт).

п.1.4 14.06.2024 Составление картосхемы территории с обозначением мест наблюдения насекомых в старшей группе (6 воспитанников, Рыбаченок Г.Е., воспитатель дошкольного образования)

Самыми распространенными насекомыми на территории детского сада стали муравьи, бабочки, божьи коровки, жуки. На карте обозначены места, где можно встретить насекомых! Всего дети обнаружили таких мест по всей территории детского сада (23). Это - групповые участки, цветочные клумбы, огород, сад. 

п.1.4 10.06.2024 по 14.06.2024 Изучение разнообразия наземных насекомых на территории и близлежащей территории детского сада с детьми среднего и старшего дошкольного возраста (12 воспитанников) (Васько О.А., воспитатель дошкольного образования)

Информация о разнообразии насекомых (Скопец Т.Ф., заместитель заведующего по ОД)

Насекомые обладают необычным разнообразием форм. Они относятся к самому многочисленному классу животных (более 1 млн видов). Тело насекомых подразделяется на три отдела: голова, грудь, брюшко. Весь жизненный цикл насекомых у разных видов протекает неодинаково, самый короткий обнаружен: комар (менее недели), муха (9 дней)

Самые распространенные насекомые:

Муравьи - представители класса насекомых, беспозвоночные, членистоногие животные, имеют важное значение в регуляции численности массовых вредителей растений, играют большую роль в медицине. Муравьи живут колониями, ассоциируются с трудолюбием и выносливостью, способны переносить груз в 20 раз больше собственного веса. На территории встречается рыжий лесной муравей, малый лесной муравей, садовый муравей

Божья коровка - представитель из семейства жуков. Божья коровка и их личинки - хищники, питаются тлями, другими мелкими насекомыми, многие виды являются растительноядными. Семейство включает 8 000 видов, распространяется по всему земному шару, за исключением зон с многолетней мерзлотой. Божьи коровки считаются полезными животными, т.к. поедают тлю. Зимой они собираются в скопление под опавшие листья, под корой деревьев или камнями и там ждут прихода весны. Объединение в скопления помогают поддерживать температуру выше окружающей среды. Живут божьи коровки от нескольких месяцев до одного года, реже - до двух лет. 

 

 

п.1.3 05.06.2024 Изучение разнообразия птиц: дикий лесной голубь. Наблюдение за птицами (Рыбаченок Г.Е., 4 детей старшего дошкольного возраста). Информация о птицах (Скопец Т.Ф.. заместитель заведующего по ОД)

Дикий лесной голубь или Вяхирь в Беларуси распространен, относится к семейству голубиных, заметно крупнее других видов голубей. Расцветка оперения - голубовато - серая, грудь красноватая, имеется два белых пятна на шее, желто-красный клюв. С зимовки прилетает во второй половине марта - первой половине апреля. Птица охотно селится в лесах, лесополосе вдоль дорог, парках, скверах. Гнездится вяхирь одиноными парами, строят гнезда чаще всего на елях. Откладку яиц птенцов можно наблюдать с начала апреля вплоть до начала августа. Воркованье громкое, хрипловатое. 

п.1.1 04.06.2024 Изучение разнообразие типичных и нетипичных деревьев и кустарников на территории и близлежащей территории учреждения дошкольного образования: калина красная или обыкновенная. Скопец Т.Ф., заместитель заведующего по ОД, Якуть Н.О.. воспитатель дошкольного образования, 5 воспитанников специальной группы

Калина - листопадное древесное растение, кустарник с серовато-бурой корой, 1,5 м. высоты, листья черешковые, округлые, цветет в конце мая - начало июня. Плоды ярко-красные, шаровидные, имеют горьковатый вкус, созревают в августе - сентябре. Кустарник ценится как почвозащитное растение, а также, как общеукрепляющее, отхаркивающее, ранозаживляющее действие. В народной медицине употребляется отвар ветвей, отвар коры, настой листьев, плодов и цветов.

04.06.2024 Изучение разнообразия типичных и нетипичных деревьев и кустарников на территории и близлежащей территории учреждения дошкольного образования: липа сердцевидная.                                                                              Скопец Т.Ф., заместитель заведующего по ОД, Якуть Н.О., воспитатель дошкольного образования, 5 воспитанников специальной группы

Липа сердцевидная в количестве 15 деревьев растет на территории примерно со времен возведения детского сада (около 50 лет тому назад). О том, что деревья посажены давно свидетельствует вид коры деревьев, которая имеет бороздачатый вид. Листья лип - зубчатые, сердцевидные, с оттянутой заостренной верхушкой. Дерево считают лекарственным, бактерицидным, так как липовый цвет обладает противовосполительным, потогонным, успокаивающим, жаропонижающим и мочегонным действием. Липовый цвет используют при простудных заболеваниях, а также  для полоскания полости рта. 

п.1.1 03.06.2024 Изучение разнообразия типичных и нетипичных деревьев и кустарников на территории учреждения дошкольного образования и прилегающей территории: сосна обыкновенная                                                                  Скопец Т.Ф., заместитель заведующего по ОД, Якуть Н.О., воспитатель дошкольного образования, 5 воспитанников специальной группы

Сосны обыкновенные - одни из самых распространенных деревьев на территории и близлежащей территории детского сада. Сосны обыкновенные - хвойные деревья, которые разместились вдоль центральной дорожки  (7 шт) и произрастают на территории примерно 7 - 8 лет. Деревья в высоту достигают примерно 9 - 10 м, имеют толстую кору серо-коричневого цвета в нижней части и более красноватую в верхней части. Хвоинки - заостренные, имеют сизо-зеленый цвет. шишки расположены одиночно, иногда по 2 - 3 штуки. От деревьев исходи чистый ароматный воздух, пахнущий смолой. Сосна - дерево, которое приносит пользу человеку. Воздух, где растут сосны - чистый и насыщенный фитонцидами, целебными веществами!

 

 

п.1.11 23.05.2024 На прилегающей территории учреждения дошкольного образования создан "дикий луг"! С помощью условных обозначений указано месторасположение, созданы условия для организации безопасного проведения образовательного процесса в условиях дикой природы! С помощью условных обозначений, рисунков и картинок, размещенных на территории "дикого луга",  ребята  напоминают всем о правила бережного и безопасного отношения к природе!

п.1.2 23.05.2024 Изучение видового разнообразия дикорастущих и травянистых растений: экскурсия с воспитанниками (13 детей) старшей группы на "Дикий луг", Рыбаченок Г.Е., воспитатель дошкольного образования

Информация о проведении интересной экскурсии размещена в Телеграмм-канале "Образование Лидчины"

п.1.2 16.05.2024 года Изучение видового разнообразия дикорастущих травянистых растений (занятие по образовательной области "Ребенок и природа" в специальной группе, 4 воспитанников, Якуть Н.И.. воспитатель дошкольного образования, составлена картосхема, обозначающая самые распространенные виды травянистых растений)

п.1.1 02.05.2024 Проведено интегрированное занятие по образовательной области "Ребенок и общество" и по образовательной области "Ребенок и природа" на тему "Деревья и кусты" в специальной группе (Якуть Н.О.. воспитатель дошкольного образования, 7 воспитанников)

п.1.1 29.04.2024 Составление картосхемы по результатам изучения разнообразия типичных и нетипичных деревьев и кустарников на территории учреждения дошкольного образования и прилегающей территории (12 воспитанников  старшей группы, Рыбаченок Г.Е.. воспитатель дошкольного образования)

п.1.3 25.04.2024 Изучение разнообразия птиц на территории учреждения дошкольного образования: серый дрозд!                Наблюдение за птицами  (Струкель Т.Ф., воспитатель дошкольного образования, 8 воспитанников средней группы)              Информация о птицах (Скопец Т.Ф.. заместитель заведующего по ОД)

СЕРЫЙ ДРОЗД - удивительно певчая и красивая птица! Среди разных видов птиц,  дрозды являются одними из самых интересных! Они представляют собой небольших пернатых из отряда воробьинообразных, рода короткоклювых, которые характеризуются изумительной внешностью, выносливым характером и превосходными певчими способностями! 

24.04.2024 Изучение разнообразия типичных деревьев и кустарников на территории учреждения дошкольного образования (наблюдение детей в средней  группе за сиренью, воспитатель дошкольного образования, Струкель Т.Ф.. 12 воспитанников)

п.1.1 23.04.2024 Изучение разнообразия типичных (нетипичных) деревьев и кустарников на территории учреждения дошкольного образования (наблюдение за хвойными деревьями в старшей группе, 10 воспитанников, воспитатель дошкольного образования, Рыбаченок Г.Е.)

п.1.1 22.04.2024 Изучение разнообразия типичных деревьев и кустарников на территории учреждения дошкольного образования (Наблюдение за цветущими деревьями с детьми в специальной группе, воспитатель дошкольного образования, Якуть Н.О.. 4 воспитанников)

п.1.10 11.04.2024 Посадим дерево вместе (совместная акция посадки плодово-ягодных деревьев на территории детского сада в старшей группе, воспитатель дошкольного образования, Рыбаченок Г.Е., 10 воспитанников): 3  - ранняя вишня, 1  - груша, 1 - яблоня

1.10 10.04.2024 Посадим дерево вместе (совместная акция посадки плодово-ягодных деревьев на территории детского сада в специальной группе, Якуть Н.О., воспитатель дошкольного образования, 7 воспитанников): 1 - яблоня

п.1.10 08.04.2024 Посадим дерево вместе! (совместная акция посадки плодово-ягодных деревьев на территории в средней группе, Струкель Т.Ф., воспитатель дошкольного образования, 12 воспитанников): 2 - сливы

п.1.3 26.03.2024  Узнай птицу (дидактическая игра в старшей группе, Рыбаченок Г.Е.. воспитатель дошкольного образования, 10 воспитанников)

п.1.3 25.03.2024 Изучение разнообразия птиц на территории учреждения дошкольного образования или прилегающей территории: скворец   обыкновенный                                                                                                                                  Наблюдение за птицами (Струкель Т.Ф., воспитатель дошкольного образования, 10 воспитанников средней группы)

Информация о птицах (Скопец Т.Ф., заместитель заведующего по ОД)

Скворец обыкновенный - небольшая птица (23 - 25 см) с длинным острым клювом, заостренными крыльями, укороченным хвостом и крупными сильными ногами. Весной скворцы - черные с зеленым и фиолетовым блеском. Хорошо уживаются в населенных пунктах. В период размножения нуждаются в замкнутых пространствах для устройства гнезда. Птица обладает широким диапазоном звуков, трелей, скрипов, несколько раз повторяет один и тот же мотив, иногда радикально отличающемуся от предыдущего пения!

Скворец обыкновенный считается одной из наиболее ранних перелетных птиц. Весеннее пение можно услышать, когда на полях еще только появляются первые проталины!

п.1.7 19.03.2024 Домик для птиц (акция в специальной группе, Якуть Н.И., воспитатель дошкольного образования, 9 воспитанников). Совместно с родителями воспитанники и педагоги изготовили и разместили 1 синичник и 2 скворечника. Увеличилось количество искусственных гнездований на территории учреждения дошкольного образования!

п.1.7 18.03.2024 Домик для птиц (акция в старшей группе, Рыбаченок Г.Е., воспитатель дошкольного образования, 9 воспитанников). Совместно с родителями воспитанники и педагоги разместили на территории детского сада 3 скворечники, 1 синичник. Таким образом, увеличилось количество искусственных гнездований!

Меню раздела