ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ
Информационно – методический кабинет как центр повышения профессиональной компетентности педагогических работников
Информационно-методический кабинет как центр повышения профессиональной компетентности педагогических работников
Современный педагог должен хорошо ориентироваться в области дошкольного образования, владеть современными педагогическими технологиями, уметь работать в информационном пространстве, обладать креативными способностями, аналитической и рефлексивной культурой. Однако требования, предъявляемые к педагогу, должны быть подкреплены соответствующими условиями, так как без обеспечения воспитателя необходимыми условиями и орудиями труда, без мотивации его успешности, необходимого качества дошкольного образования не удастся достичь. Одним из условий повышения качества образования детей является создание условий для работы педагогов в соответствии с их современными требованиями, в том числе и оборудование информационно-методического кабинета. Информационно-методический кабинет создает условия для совершенствования профессиональной компетентности педагогических работников, повышения их квалификации, роста творческого потенциала, направленного на обеспечение качественного процесса воспитания, обучения и развития детей. Руководство информационно – методическим кабинетом и координацию его деятельности осуществляет заместитель заведующего по основной деятельности. Ему принадлежит ведущая роль в создании условий для оказания целенаправленной методической помощи педагогам в организации образовательного процесса с воспитанниками, в подготовке и проведении методических мероприятий, мероприятий по работе с семьями.
Комплектование и оформление информационно-методического кабинета осуществляется в соответствии с требованиями:
- Кодекса Республики Беларусь об образовании,
- постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 24 мая 2012 г. № 140 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь от 25 ноября 2011 года «Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь»,
- постановления Министерства образования Республики Беларусь от 24 мая 2012 г. №52 «Об установлении перечня документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности Министерства образования Республики Беларусь, структурных подразделений областных и Минского городского исполнительных комитетов, осуществляющих государственновластные полномочия в сфере образования и по делам молодежи, государственных организаций, подчиненных Министерству образования Республики Беларусь, с указанием сроков хранения»,
- Инструктивно-методических писем Министерства образования Республики Беларусь к 2012/2013 учебному году от28.06.2012, 2010/2011 учебному году от 17.06. 2010.
Информационно-методический кабинет создает условия для:
- совершенствования профессиональной компетенции педагогических работников;
- повышения их квалификации;
- роста творческого потенциала, направленного на обеспечение качественного процесса воспитания, обучения и развитие детей.
Структурные компоненты информационно – методического кабинета
- сектор нормативного правового обеспечения
- сектор методической работы
- книжный фонд
- сектор аналитической работы
- сектор аттестации и повышения квалификации педагогических работников
- сектор инновационных педагогических достижений
- информационно-технический сектор
- сектор идеологической работы
- педагогические выставки –
- тематические каталоги и картотека методического обеспечения
Сектор нормативного правового обеспечения
(банк законодательных актов Республики Беларусь)
- Конституция;
- Законы;
- Указы Президента:
- Директивы,
- Кодексы;
- Постановления Совета Министров;
- Положения;
- Инструкции
Сектор методической работы
- учебно-программная документация образовательной программы дошкольного образования
- Учебные планы;
- Учебная программа
- Образовательные программы специального образования
дошкольного образования
- Образовательные стандарты. Дошкольное образование
- Учебно-методические пособия (УМК)
- Средства обучения
Программно-планирующая документация:
- Годовой план деятельности учреждения дошкольного образования;
- Индивидуальные планы защиты прав и законных интересов детей (при наличии в учреждении дошкольного образования детей, находящихся в социально опасном положении).
- Учебно-методическая документация:
- Материалы по организации методической работы с кадрами:
- Протоколы педсоветов и советов;
- Материалы педсоветов и советов;
- Материалы семинаров, консультаций, мастер-классов, творческих отчетов,
- Открытых просмотров и др.
- Методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь, Академии последипломного образования, областного института развития образования, учебно-методического кабинета, учреждения дошкольного образования.
Кроме того, в ИМК находятся материалы по организации сотрудничества с законными представителями воспитанников, осуществлению преемственности в работе между учреждениями дошкольного и общего среднего образования, организации образовательных услуг на платной основе:
- Материалы по организации сотрудничества с законными представителями
воспитанников:
– материалы общих родительских собраний;
– анкеты (по необходимости);
– социально-педагогический паспорт учреждения дошкольного образования;
- Материалы по осуществлению преемственности в работе между
учреждениями дошкольного и общего среднего образования:
– материалы инструктивно-методических совещаний, консультаций, семинаров,
- открытых занятий для воспитателей старших групп учреждения дошкольного образования и учителей 4-х классов учреждения общего среднего образования;
– материалы по работе с законными представителями воспитанников.
- Материалы по организации образовательных услуг на платной основе:
– анкеты для законных представителей;
– списки детей;
– данные о руководителях, оказывающих образовательные услуги;
– графики работы педагогических работников, оказывающих платные
образовательные услуги;
– планы дополнительных образовательных услуг по реализации сверх базового компонента.
Книжный фонд
- Библиотека детской художественной литературы;
- Научно-популярной литературы для педагогических работников и родителей;
- Периодические печатные издания;
- Справочная литература: словари, справочники, энциклопедии
- Перечень средств воспитания, обучения, учебно-наглядных пособий, игр и
- игрового оборудования, компьютерной техники, электронных средств обучения,
спортивного инвентаря для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24 сентября 2007 г. №50);
- Перечни и нормы обеспечения спортивным инвентарем и оборудованием, необходимыми для организации физического воспитания обучающихся учреждений образования, иных организаций, индивидуальны предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, проведения с ними физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 14 июля 2014 г. №105);
- Перечень учебно-методической литературы для учреждений дошкольного образования, специальных дошкольных учреждений;
- Сведения о наличии учебных изданий и иных средств обучения, необходимых для организации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования (аннотированный учет обеспеченности учебными изданиями, имеющими соответствующий гриф);
- Журнал поступлений и учета литературы, учебно-дидактического, игрового материала;
- Журнал учета использования педагогами пособий, методической познавательной литературы, методических разработок.
- Учебно-методические пособия для педагогов, учебные пособия для детей, детская художественная литература подбираются в соответствии с разделами образовательной программы дошкольного образования.
Сектор аналитической работы
- Материалы по изучению и анализу:
- Результатов мониторинга качества условий деятельности дошкольного учреждения;
- Качества здоровьесберегающего образовательного процесса;
- Коррекционно-педагогической помощи детям;
- Диагностика педагогических затруднений сотрудников учреждений (диагностические анкеты педагогов, сводная карта по изучению запросов педагогических кадров на следующий учебный год);
- Информационно-аналитическое обеспечение деятельности учреждения дошкольного образования (годовой график контроля, диагностический инструментарий по изучению деятельности педагогов (карты контроля), информация о результатах контроля
Сектор аттестации и повышения квалификации педагогических работников
- перспективный план аттестации педагогических работников данного учреждения образования;
- заявления педагогов в аттестационную комиссию;
- копии выписок из протоколов о сдаче квалификационного экзамена;
- выписка из протокола заседания профсоюзного комитета о делегировании представителя профкома в состав аттестационной комиссии;
- протоколы собрания педагогического коллектива;
- копии приказов: о делегировании члена администрации в состав аттестационной комиссии; об утверждении состава аттестационной комиссии на текущий учебный год; о допуске педагогических работников к прохождению аттестации; о графике прохождения аттестации; о проведении обязательной аттестации; об утверждении дополнения к графику прохождения аттестации; о присвоении (подтверждении, снижении, отмене) квалификационной категории;
- протоколы заседаний аттестационной комиссии;
- выписки из протокола заседания профсоюзного комитета о согласовании графика аттестации и характеристик;
- план-график и аналитические материалы изучения педагогической деятельности аттестуемых;
- характеристики аттестуемых.
Сектор инновационных педагогических достижений
- Информация о фундаментальных практико-ориентированных исследованиях в сфере дошкольного образования
- Материалы по использованию образовательных технологий.
- Материалы об обобщении и распространении эффективного педагогического опыта.
- Документы об экспериментальной и инновационной деятельности в
учреждения дошкольного образования (отчеты, обоснования, заявки и др.).
Информационно-технический сектор
- компьютерное и программное обеспечение образовательного процесса:
- компьютер с выходом в Интернет,
- мультимедийная установка
- интерактивная доска,
- телевизор,
- DVD-плеер,
- диски с аудио-видео записями
Сектор идеологической работы
государственная символика,
материалы к единому дню информирования,
актуальные сообщения в средствах массовой информации
Педагогические выставки
тематические, постоянно действующие, эпизодические, передвижные и др.
-Постоянно действующие выставки могут быть следующей тематики:
«Передовой опыт – школа мастерства»;
«Новинки литературы» (с аннотациями);
«В помощь педагогу» и т.д.
При этом постоянным является название рубрики, а материалы меняются в течение года.
-Эпизодические выставки: «Аттестация педагогов»; «Объявляется конкурс»; «К новому учебному году»; «Методическая копилка»; «Занимательная психология» «Новинки методической литературы», «В помощь воспитателю», «Изучаем педагогическое наследие», «Изучаем новые нормативные правовые акты», «Знакомимся с творчеством писателя (художника, музыканта и др.)», «Готовимся к смотру-конкурсу» (аттестации, занятиям и др.).
Передвижные выставки могут быть различной тематики, носить актуальный, занимательный характер.
- Стенд «Готовимся к педсовету» (вывешивается решение предыдущего педсовета, дается информация о ходе его выполнения; указывается дата, повестка, фамилия, имя, отчество выступающих; размещаются списки методической литературы, статей из журналов; методические рекомендации по данному вопросу; объявления о проведении консультации, открытого занятия, семинара в связи с подготовкой к педсовету; материалы из опыта работы педагогов; вопросы к обсуждаемой теме).
Тематические каталоги и картотека методического обеспечения
На весь материал составляется библиография и картотека, в том числе и на электронных носителях, с указанием места его расположения (номер папки, шкафа и др.).
Картотека библиотечного фонда регулярно пополняется наименованиями новых поступлений. Для удобства пользования литературой создается алфавитный и тематический каталоги.
Материалы оформляются эстетично, в едином стиле.
Для организации эффективного функционирования информационно-методического кабинета большое значение имеет грамотно составленный график работы ИМК, в котором должно быть чётко обозначено время выдачи литературы, пособий, время проведения индивидуальных консультаций. Это время должно быть выбрано таким образом, чтобы услугами кабинета могли воспользоваться педагоги, работающие в разные смены, родители. При размещении материала в информационно-методическом кабинете важно прислушаться к мнению педагогов, для которых он предназначен. Полезно проанализировать характер обращений педагогов по поводу тех или иных материалов; какие пособия используются часто, а какие не используются совсем и т.д. Провести такой анализ поможет анкета для педагогов:
Анкета для педагогов
Как часто Вы пользуетесь материалами из информационно-методического кабинета?
а) часто;
б) скорее редко;
в) почти не пользуюсь.
2. Удобно ли, на Ваш взгляд, расположена литература (наглядные пособия и т.д.) в кабинете?
а) неудобно, трудно найти сразу необходимое;
б) недостаточно точно обозначены секторы;
в) удобно.
3. Какими разделами, секторами Вы пользуетесь чаще всего?
4. По каким разделам требуется дополнить материал, какой?
5. Что бы Вы изменили в размещении материала?
По результатам такого анализа возможно проведение совместного обсуждения, по итогу которого будет выбран оптимальный для педагогов вариант организации информационно-методического кабинета. Только тогда, когда педагоги смогут свободно ориентироваться в содержании материалов, при необходимости самостоятельно подбирать материал, можно говорить о правильной организации информационно-методического кабинета.
Эффективная, качественная работа информационно – методического кабинета зависит, прежде всего, от ответственного, компетентного, заинтересованного подхода к этой деятельности заместителя заведующего по основной деятельности.
Критерии эффективности организации и планирования методической работы с педагогами
Критерии эффективности организации и планирования
методической работы с педагогами
Одним из критериев оценки деятельности учреждения дошкольного образования является эффективность организации методического сопровождения педагогических работников, цель которого – создание единого педагогического пространства, обеспечивающего оптимальные условия для самореализации и саморазвития личности всех участников образовательного процесса. Система методической работы построена на реализации следующих основных функций: информационно-аналитическая функция дает возможность ежегодно изучать и анализировать качественный состав педагогических работников и в зависимости от него дифференцированно планировать методическую работу. Выбор форм методической работы производится ежегодно на основе итогов рефлексии проведённых мероприятий , педагогической диагностики и анализа деятельности учреждения за год. Проводимая работа невозможна без определения зоны ближайшего развития педагогических работников. Здесь с систему включается планово-прогностическая функция. Организационно-исполнительская функция включает в себя эффективную организацию повышения квалификации педагогических работников, обобщение передового педагогического опыта, аттестацию, организацию работы по самообразованию. Осуществление аналитической деятельности, контроля качества образовательной работы с воспитанниками определяет контрольно-диагностическая функция. Контроль рассматривается как инструмент управления, средство, стимулирующее творчество и прогресс тех, на кого он направлен. Регулятивно-коррекционная функция используется для устранения отклонений в работе, обеспечения оперативной помощи педагогическим работникам.
Методическая работа – это часть целостной системы непрерывного образования, обеспечивающая качество образовательного процесса в учреждении дошкольного образования.
Методическая работа:
-направлена на углубление, актуализацию знаний, умений и навыков педагогов, основанных на достижениях науки и передового педагогического опыта;
-способствует повышению профессионального мастерства каждого педагога;
-направлена на формирование коллектива единомышленников;
-направлена на развитие творческого потенциала всех педагогов.
В сущности, это обучение педагогов, которое входит в перечень прямых должностных обязанностей заместителя заведующего по основной деятельности учреждения дошкольного образования.
Эффективность взаимодействия «заместитель заведующего по основной деятельности – педагог» зависит от грамотного построения данной работы:
-с учетом уровня и направления профессиональной подготовки
педагогов;
- от индивидуальных способностей педагогов;
- от запросов педагогов.
Организация методической работы без учета вышеуказанных факторов не даст хороших результатов. Например, семинар по вопросам развития речи детей дошкольного возраста не интересен и нецелесообразен для руководителя физвоспитания или музыкального руководителя; консультация по теоретическим вопросам методик дошкольного образования не представляет интереса для воспитателя, недавно закончившего учебу по специальности «Дошкольное образование».
Планирование методической работы в учреждении дошкольного образования в обязательном порядке должно осуществляться на основе дифференциации. Дифференциация (от латинского- «различие») – разделение целого на части, формы, ступени. Дифференцированный подход занимает промежуточное положение между фронтальной формой работы и индивидуальной. Для нас подходит дифференциация по уровню профессионального развития.
Обучаемые делятся на следующие группы:
-с учетом стажа работы;
-с учетом образования;
-с учетом квалификационной категории.
Методическая деятельность является формальной, если она не вооружает педагога необходимыми ему научными знаниями. В организации этой работы следует исходить из конкретного анализа деятельности педагогического коллектива, учитывая его достижения и затруднения.
Критерии оценки методической работы
(А. Н. Котко):
1) результаты развития педагогов за отведенное время соответствуют оптимальному уровню без перегрузки;
2)рост профессионального мастерства педагогов происходит при разумных затратах времени и усилий на методическую работу;
3)в коллективе улучшается психологический климат,
4) растет творческая активность педагогов;
5) повышается у педагогов удовлетворенность результатами своего труда.
Истинная оценка эффективности методической работы дается по конечному результату, а не по числу проведенных мероприятий.
Методическая работа с кадрами (разработал Я.С.Турбовский) основана на диагностической основе. Данная методика предполагает анкетирование педагогов с целью выявления реальных трудностей, которая осуществляется в марте – апреле месяце:
-что в работе получается очень хорошо, и каким опытом можете поделиться с коллегами?
-что в работе с детьми получается хорошо?
-в чем испытываете затруднения?
На основании заполненных и уточненных анкет составляется карта педагогического мастерства. В зависимости от уровня педагогической культуры воспитателей дошкольного образования, микроклимата в коллективе выбираются формы методической работы с кадрами.
Разрабатывая систему методической работы
в учреждении дошкольного образования,
необходимо помнить:
1.Профессиональный рост педагога осуществляется лишь в том случае, когда он имеет возможность:
-занимать позицию активного субъекта деятельности, в которой реализуются его творческие силы и способности; -включаться в качестве свободного, равноправного и ответственного участника в систему межличностных отношений;
-сочетать свой индивидуальный практический опыт с широким социальным и профессиональным опытом;
-ощущать поддержку и справедливость оценки качества своего труда.
2.Дидактически целесообразными могут быть такие формы методической работы, которые отвечают следующим критериям:
-продуктивность, т.е. высокий результат усвоения материала достигается каждым педагогом;
-экономичность (по времени эффективно усваивается большой объем материала);
-психогигиеничность, т.е. обучение проходит в обстановке сотрудничества, положительного эмоционального микроклимата, в процессе организации которого выявляются и совершенствуются лучшие профессиональные качества педагога.
Литература:
1.Сопровождение молодого специалиста в условиях учреждения дошкольного образования / сост.: Н.Г.Болбат, О.И.Шатило; ГУО «Минский областной институт развития образования». – Минск: МОИРО, 2019.-36.
2.Наркевич, С. Система методической работы с педагогами как критерий оценки деятельности учреждения дошкольного образования / С.Наркевич // Пралеска.- 2017.- №4.- с. 13-16.
Особенности организации работы с молодыми специалистами
Особенности организации работы с молодыми специалистами.
Успешный современный человек это в первую очередь профессионал. Самым сложным является начало трудовой деятельности. На начальном этапе работы происходит профессиональная адаптация личности. Исследователи отмечают, что у начинающего педагогического работника она проходит успешнее, если:
-трудовая мотивация , педагогическая направленность были важными факторами при выборе педагогической профессии и поступлении на работу;
-профессиональная адаптация осуществляется в неразрывной связи с процессом личностного и профессионального развития;
-в учреждении образования максимально учитываются личностные особенности и уровень профессиональной подготовки начинающего специалиста;
-в коллективе создана доброжелательная атмосфера, существует активная поддержка личностного и профессионального роста;
-материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует современным требованиям, помогает реализовать инновационные подходы.
Поддержку молодым призваны оказать опытные наставники, помогающие усваивать необходимые ценности и нормы. Они исполняют роль и воспитателя, и учителя, становятся примером для подражания и в профессиональной деятельности, и в социуме, помогают начинающему специалисту стать профессионалом. При приёме на работу начинающего специалиста знакомят с должностной инструкцией, условиями труда, правилами внутреннего трудового распорядка, уставом учреждения образования, его традициями. Направляют работать в группу совместно с опытным воспитателем дошкольного образования, который становится его наставником. Никакие советы, рассказы, объяснения так не помогут как личный пример. С первого дня работы молодых специалистов необходимо ориентировать на постоянное пополнение своих профессиональных знаний, овладение передовыми методиками и приёмами в работе с детьми, постижение секретов воспитания.
Работа одновременно ведется по трем направлениям:
-наставник – молодой специалист;
-молодой специалист – ребёнок и его родители;
-молодой специалист – коллега. Молодых педагогических работников знакомят с оснащением методического кабинета, помогают делать подборки литературы и периодических изданий по интересующим вопросам.
Система методической работы в учреждении образования способствует раскрытию внутренних ресурсов педагогов, помогает выявить проблемы, определить темы для самообразования, ведь работа по самообразованию способствует развитию профессионального мастерства педагогов и строится с учетом практического применения.
Разнообразные формы работы с молодыми специалистами способствуют развитию познавательного интереса к профессии. Хорошо зарекомендовали себя семинары-практикумы, в рамках которых рассматриваются теоретические и практические вопросы, применяются разнообразные приёмы: решение педагогических ситуаций, «мозговой штурм». Всё это позволяет уточнить знания по конкретной теме, расширить кругозор, ускорить профессиональное развитие, осознать собственные индивидуальные возможности. Практикумы направлены на повышение уровня практических умений работы с детьми у начинающих педагогов.
Одной из эффективных форм, пробуждающих педагогическое творчество, является круглый стол. Умение раскрыться, высказаться – это проявление коммуникативных способностей. Круглые столы позволяют создать атмосферу творческого поиска, повысить уровень рефлексивной культуры, систематизировать знания, стимулировать развитие творчества и проявление инициативы. Каждый высказывает свою точку зрения, но в итоге все приходят к единому мнению. Всё это способствует созданию благоприятной атмосферы, установлению коммуникации между участниками.
Конкурс «Очумелые ручки» стимулирует проявление творческих способностей молодых специалистов, активизирует деятельность коллектива в целом.
Умение использовать средства интернет - ресурсов позволяет современному педагогу расширять своё информационно - образовательное пространство, создает условия для профессионального роста и самообразования, позволяет использовать информационные ресурсы общества в своей педагогической деятельности, общаться с коллегами , участвовать в различных сетевых мероприятиях.
«Виртуальный методический кабинет» - это не просто еще одна инновационная форма методической работы. Его деятельность создает реальные возможности построения открытой системы непрерывног образования педагогов, а оптимальный доступ к необходимой информации в любое время суток делает познавательную деятельность педагогов более эффективной.
Примерный план работы с молодыми специалистами в учреждении образования:
1.Первый год работы
1-ый этап – социальная адаптация;
2-ой этап – профессиональная адаптация.
2.Второй год работы
3-ий этап – развитие успешности молодого специалиста в профессиональной деятельности;
4-ый этап – выбор профессионального маршрута в использовании педагогической технологии [1, с.13-20].
В конце учебного года молодой педагог анализирует выполнение индивидуального плана, своё участие в методической и общественной жизни коллектива. Это проводится для оценки собственных трудностей и достижений.
Каждому педагогу, независимо от образования, возраста, стажа работы, личностных качеств, необходимо создать ситуацию успеха в его педагогической деятельности. Для создания ситуации успеха в образовательном процессе необходимо:
-подготовить педагога к правильному восприятию нового вида деятельности, настроить на правильное выполнение поставленных задач: «Я уверена, что все у Вас получится!»;
-подбодрить, если педагог допускает ошибки или у него не получается что-то выполнить;
-повышать интерес к изучению нового, используя творческие задания;
-обеспечить дифференцированный подход в процессе методической работы
Литература:
1.Сопровождение молодого специалиста в условиях учреждения дошкольного образования / сост.: Н.Г. Болбат, О.И. Шатило; ГУО «Минский институт развития образования».- Минск : МОИРО,2019.
2.Романова, Н. Молодой педагог – наша надежда и будущее / Н.Романова / / Пралеска.-2017.-№ 11.- с. 41-43.
Формы повышения квалификации педагогов в межкурсовой период
Формы повышения квалификации педагогов в межкурсовой период.
В современных условиях меняется суть форм работы в системе непрерывного образования педагогических работников: в отличие от традиционно-информационной они приобретают обучающий характер, что обеспечивает формирование культуры саморазвития педагогов, создает предпосылки для осознания и определения ими своей позиции.
Повышение квалификации в межкурсовой период классифицируют:
1.по способу организации:
1.1.коллективные (выставки, конкурсы, конференции, методические объединения, методические фестивали и т.д.).
Конкурсы педагогического мастерства – форма работы, цель которой активизация творческой активности педагогов, расширение их знаний и умений. В содержании присутствует соревновательный момент.
Методический фестиваль - форма методической работы, цель которой является показ и обмен передовым педагогическим опытом, внедрением новых педагогических идей и методических находок. Он может использоваться как на завершающем этапе работы над проблемой, так и на начальном, предполагает большое количество участников и слушателей. В ходе фестиваля работает круговая панорама методических находок, проводится аукцион идей, круглый стол, работают пристендовые консультационные пункты и другие формы работы. Заявления на занятия, методическую идею для участия в методическом фестивале участники подают заранее.
Методические объединения – самая массовая форма повышения квалификации всех категорий специалистов дошкольного образования в межкурсовой период. Цель – обеспечение качества образования, эффективности образовательного процесса, совместный поиск, отработка и внедрение лучших образцов педагогической деятельности в процессе взаимного профессионального общения, выработка единых взглядов и подходов, критериев, норм и требований к оценке результатов профессиональной педагогической деятельности. Задачи методического объединения – оказание своевременной помощи педагогическим работникам в освоении наиболее рациональных методов и приёмов организации образовательного процесса; распространение и внедрение новейших достижений науки и практики; выявление, изучение и распространение эффективного опыта педагогической, инновационной деятельности; стимулирование профессионального развития педагогических работников; создание условий для их саморазвития.
1.2.групповые (семинары, семинары-практикумы, консультации, мастер-классы, викторины, деловые игры, тренинги).
Семинары и семинары-практикумы остаются самой эффективной формой методической работы в учреждении дошкольного образования. Позволяют более глубоко и систематично изучить рассматриваемую проблему, подкрепить теоретический материал примерами из практики, показом отдельных приёмов и способов работы.
Главными задачами семинаров-практикумов являются:
-совершенствование профессионального мастерства педагогов в определённом виде деятельности;
- развитие творчества и фантазии педагогов;
- обсуждение различных точек зрения, ведение дискуссий;
- создание проблемных ситуаций, которые позволяют выработать единые позиции в решении проблемы;
- создание реально выполнимых рекомендаций.
Семинары – практикумы направлены на повышение уровня не только теоретической, но в первую очередь практической подготовки педагогов, совершенствование практических навыков, необходимых в работе с детьми. Руководителем семинара может быть заведующий, заместитель заведующего по основной деятельности, специалисты (как работающие в учреждении, так и приглашенные). К проведению отдельных занятий целесообразно привлекать воспитателей, специалистов, медицинских работников. При выборе темы семинаров следует руководствоваться годовыми задачами, интересами воспитателей и их проблемами, выявленных, например, при анкетировании. Некоторые темы подсказывают наблюдения за педагогическим процессом в течение учебного года, анализ разных видов контроля, анализ календарных и перспективных планов.
Можно выделить универсальную структуру проведения данной формы методической работы:
1) подготовительная работа (тематические выставки, просмотры открытых занятий, взаимопосещение и т. д.) – целью является выявление проблемы;
2)организационный момент (психологические упражнения, элементы деловой игры, обсуждение высказываний и т. д. фронтально или в творческих группах) – целью является конкретизация проблемы;
3)теоретическая часть (выступление организатора семинара-практикума, члена творческой группы, мультимедийная презентация, «вопросы-ответы» и т. д.) - целью является теоретическое обоснование обсуждаемого;
4)практическая работа (фронтально, в группах) – цель этого этапа распространение педагогического опыта, приобретение педагогами новых умений;
5)подведение итога мероприятия. Итогом работы могут быть наглядные материалы (буклеты, памятки, дидактические игры и т. д., изготовленные руками воспитателей, рекомендации к их использованию, которыми могут воспользоваться все педагоги.
Данная форма работы с педагогами может планироваться и реализовываться в одно занятие или в несколько занятий, объединённых общей темой, которые могут проходить в течение учебного года (постоянно действующий семинар-практикум). Например, семинары–практикумы по теме «Фарміраванне граматычнага ладу маўлення ў дзяцей дашкольнага ўзросту”, “Фарміраванне гукавой культуры маўлення ў дзяцей дашкольнага ўзросту” [4, с.11-17].
Консультации - форма методической работы, для которой характерна монологическая форма преподнесения новой для воспитателей информации. Тем не менее, необходимо предусмотреть элементы обратной связи, т.е. обеспечить активное включение воспитателей в воспроизведение, закрепление материала. Удачно проведение консультаций в виде ролевых игр, когда заместитель заведующего по основной деятельности не рассказывает, как проводить, например, занятие по пересказу художественного произведения, а показывает его, дав возможность воспитателям представить себя детьми дошкольного возраста, с последующим анализом действий участников. Следует помнить о том, что со временем потребность в ранее проведенной консультации может возникнуть и у других воспитателей. Поэтому ее содержание с указанием использованной литературы надо изложить в письменном варианте, который можно использовать и в последующей работе.
Мастер – класс – форма методической работы может организовываться как самостоятельная форма учебы, а также включаться в часть занятия. Мастер класс - используется для обучения педагогов (показа методов и приёмов работы с детьми, передового педагогического опыта и т.д.) на базе учреждения образования или одного педагога, имеющего высокий уровень профессионального мастерства, глубоко знающего предмет демонстрации, в совершенствовании владеющего организацией образовательного процесса, методикой обучения детей. Например, программа проведения мастер-класса по теме «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста», «Фарміраванне ўстойлівай цікавасці выхаванцаў 4-5 гадоў да беларускай мовы шляхам выкарыстання развіццёвых гульняў па матывах беларускіх казак” [ 5, с.31-35].
Деловые игры могут выступать как самостоятельная форма методической работы и как прием. Это практическое занятие, моделирующее различные аспекты профессиональной деятельности и обеспечивающее условия комплексного использования имеющихся у слушателей знаний. Содержание включает тему, задачи, в зависимости от этого задачи и роли. Участники моделируют различные варианты педагогического взаимодействия, предлагают проекты решения задачи. Этапы реализации деловой игры: введение в игру, разделение на группы, «погружение» в игру, игровой процесс, подведение итогов игры, «выгружение» из игры [6, с.20-23]. Например, деловая игра по теме «Планирование образовательного процесса в учреждении дошкольного образования», «Занятие как объект анализа» [6, с.24-33].
Тренинг может быть самостоятельной формой методической работы или использоваться как методический прем при проведении семинара. Тренинг целесообразно проводить в группах численностью от 6 до 12 человек. Основные принципы: доверительное и откровенное общение, ответственность в дискуссиях, при обсуждении результатов тренировки. Широко используются педагогические ситуации, раздаточный материал, технические средства обучения. Цель - отработка определенных профессиональных навыков и умений.
Викторины. Цель викторины - выяснение положения дел по данному вопросу, проверка знаний педагогов. Составление опросника по ключевым моментам проблемы так, чтобы по 4-5 вопросам можно было представить ситуацию.
В настоящее время актуальным стало использование в образовательном процессе «педагогических квестов» как инновационной формы организации участников образовательной деятельности. Например, сценарии данной формы работы по теме «Волшебная книга знаний [7,с.16-21], «Сем шагов в достижении цели» [8,с.15-18], “Развіццё звязнага маўлення і маўленчых зносін ў дзяцей дашкольнага ўзросту” [4,с.17-21].
1.3.индивидуальные формы (индивидуальные консультации, беседы, взаимопосещение занятий и самоанализ занятий, наставничество, методическая помощь в самообразовании и т.д.)
Беседы – одна из наиболее часто используемых в работе с педагогами индивидуальных форм методической работы. Целью беседы является уточнение позиций и взглядов педагога на процесс воспитания и образования детей, выявление уровня самооценки, развития педагогической рефлексии, высказывание пожеланий, рекомендаций, направленных на совершенствование наблюдаемых аспектов педагогической деятельности.
Рекомендации по проведению деловых бесед:
-Внимательно выслушивать собеседника до конца. Беседу начинать с высказываний воспитателя о характере своей деятельности, почему он использовал те или иные приемы, что получилось, а что нет и почему. Иначе говоря, педагог должен провести самоанализ своей деятельности.
-Не допускать, чтобы мнение наше складывалось до того, как будут тщательно взвешены все факты.
-Избегать недоразумений и неверных толкований. Изложение должно быть ясным, систематизированным, сжатым, понятным и простым. Это относится как к педагогу, так и к руководителю.
-Уважать собеседника. Техника ведения беды – это искусство общения с людьми. Быть вежливым, дипломатичным и тактичным.
-Любым возможным способом постараться облегчить собеседнику восприятие ваших рекомендаций и предложений. Постараться не допускать впечатления, что собеседник под нашим давлением сдался. Успех будет тогда, когда собеседник примет наши предложения потому, что мы постепенно убедили его в своей правоте. Поэтому не надо спешить – дать своему собеседнику достаточно времени и фактов, чтобы он постепенно сам убедился в правильности наших идей.
В зависимости от уровня познавательной активности в учебном процессе различают пассивное и активное обучение.
Пассивные формы направлены в большей степени на репродуктивную мыслительную деятельность и способствуют стимулированию зоны актуального развития педагога. При пассивном обучении слушатель выступает в роли объекта учебной деятельности: он должен усвоить и воспроизвести материал, который передается ему преподавателем или другим источником знаний. Обычно это происходит при использовании лекции-монолога, чтении литературы.
Активные формы предполагают поиск педагогом новых путей и принятие соответствующих решений, стимулируя при этом зону ближайшего развития. При активных методах обучения «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания). При активном обучении слушатель в большей степени становится субъектом учебной деятельности, вступает в диалог с преподавателем, активно участвует в образовательном процессе, выполняя творческие проблемные задания. Осуществляется взаимодействие друг с другом.
Одним из современных направлений «активного обучения» является интерактивное обучение. Интерактивные формы («іnter» - взаимный, «аct»-действовать) в отличие от активных форм, ориентированы на более широкое взаимодействие между обучающим и обучаемыми, обучаемых друг с другом.
Особенности взаимодействия состоят в следующем:
-пребывание субъектов образования в одном смысловом пространстве;
-совместное «погружение» в проблемное поле решаемой задачи, т.е. включение в единое творческое пространство;
-согласованность в выборе средств и методов реализации решения задачи;
-совместное вхождение в близкое эмоциональное состояние, переживание созвучных чувств, сопутствующих принятию и осуществлению решения задач.
В научно-методических источниках авторами предложены классифицировать интерактивные методы по их ведущей функции в педагогическом взаимодействии, и выделяют следующие группы:
-методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации, например, «Круг знакомств», «Имя и жест», «Квадрат», «Интервью» [ 3,с.11-13];
-методы организации обмена деятельностями, например, «Аквариум», «Перекрестные группы», «Мастерская будущего» [9, с.7];
-методы организации мыследеятельности, например, «Четыре угла», «Цветные фигуры», «Логическая цепочка», «Выбор» [ 9,с.8];
-методы организации смыслотворчества, например, «Алфавит» [3с.16], «Ассоциация», «Заверши фразу», «Рекомендации» [ 9,с.8];
-методы организации рефлексивной деятельности, например, «Острова», «Конверты» [ 9,с.8], «Рефлексивная мишень» [3, с.43];
-интерактивные игры.
Применение интерактивных методов работы на мероприятиях способствует совместной деятельности участников мероприятия, расширяет их кругозор, формирует умения и навыки профессиональной деятельности, содействует систематизации знаний, развивает умения формулировать вопросы и искать на них ответы, даёт возможность педагогическому работнику стать активным участником образовательного процесса, приобрести опыт и проверить имеющиеся знания, развить объективную самооценку, вызывает потребность в самообразовании.
Литература:
1.Василенко,Н.О. Формы организации методической работы в учреждении дошкольного образования: Методические рекомендации / Н.О.Василенко, Л.Н.Котенёва .- Мозырь: Белый Ветер,2011.- 91.
2.В помощь организаторам педагогического процесса/ Авт.-сост. Е.Н.Радлинская.- Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004.- 45с.
3.Методы интерактивного обучения: практическое руководство / А.В. Маковчик и др.;.рец. И.В.Шеститко – Светлая Роща: ИППК МЧС Респ. Беларусь,2012.-48 с.
4.Шаціла,В. Навучаем іншых – вучымся самі / В.Шаціла // Пралеска.- 2020.- №2.- с.11-17.
5.Татур, М. Программа проведения мастер – класса / М.Татур// Пралеска.- 2019.- № 4.- с.31-35.
6.Васильно,Н., Котенёва Л. Деловая игра как форма методической работы в учреждении дошкольного образования / Н.Васильно , Л. Котенёва // Пралеска.-2020.- №1, с.20 – 33.
7.Драчёва, С. Волшебная книга знаний / С. Драчёва // Пралеска.- 2020.- №3,с.17-20.
8.Янковская, Л. Локальная дистанционная среда как средство повышения профессиональной компетенции/ Л.Янковская //Пралеска.-2019.-№9,с.15-18.
9.Грибанова, Ж. Использование методов интерактивного обучения в дополнительном образовании взрослых / Ж. Грибанова // Пралеска.-2019.-№6, с.6-10.
10. Василенко, Н. Методическое объединение как педагогическое сообщест-во: организационно-методический аспект / Н.Василенко // Пралеска.- 2017.- №11,с.3-9.
Подготовка,содержательное наполнение, оценка результативности педагогического совета
Алгоритм подготовки, содержательное наполнение, оценка результативности педагогического совета
Педагогический совет - это коллегиальный орган управления учреждения дошкольного образования. Педагогический совет создается в учреждениях дошкольного образования при наличии не менее трех педагогических работников. Содержание деятельности педсовета определяется основными направлениями развития дошкольного образования с учетом специфики деятельности учреждения дошкольного образования.
Алгоритм создания
и функционирования педсовета
1.Составление плана работы педсовета, который является составной частью годового плана и утверждается руководителем учреждения дошкольного образования ежегодно, но не позднее 1-го сентября текущего года.
2.Педсовет осуществляет свою работу в форме заседаний 1 раз в квартал (могут быть и внеплановые).
Учебный год определяет цикл педагогических советов:
-первый аналитико-планирующий педсовет проводится до начало учебного года, в конце августа, и посвящен анализу итогов предыдущего учебного года, принятию плана и ориентировке на решение предстоящих проблем;
-второй и третий педсоветы - тематические и комбинированные с промежуточными итогами. Их тематика определяется, исходя из задач, стоящих перед учреждением дошкольного образования в данный учебный год;
-четвертый итогово - организационный (май). На нём проводятся итоги учебного года на май месяц, обсуждаются перспективы работы на следующий год, организация работы в летний период.
Основные критерии характеристики педсовета
1. Компетенция педсовета или рассматриваемые вопросы
-Определение и совершенствование организации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования.
-Создание здоровьесберегающих и психолого-педагогических условий для обеспечения реализации учебной программы дошкольного образования.
-Осуществление информационно-аналитической работы.
-Определение путей сотрудничества учреждения дошкольного образования с социумом. -Решение организационно-педагогических вопросов и иные вопросы образовательной деятельности.
2. Руководство деятельностью педсовета
Руководитель учреждения дошкольного образования является председателем
Заместитель заведующего по основной деятельности – секретарь
3.Состав и общая численность педсовета
Все педагогические и медицинские работники учреждения дошкольного образования. Могут приглашаться на заседание педсовета представители государственных, общественных организаций и законные представители воспитанников.
4.Срок полномочий
один год
5.Выполнение решений заседания педсовета
Решения педсовета, утвержденные руководителем, являются обязательными для выполнения. Ведется анализ выполнения решения педсовета и заслушивается на очередном педсовете.
6. Основная документация педсовета
-Утвержденный план работы на учебный год
-Утвержденные повестки заседаний (за 30 дней до проведения)
-Протоколы заседаний педсовета и приложения к ним (оформляются в течение 5 дней после проведения)
-Решение педсовета и контроль за их выполнением.
Подготовка к проведению педсовета
Подготовка к педагогическому совету начинается за 2-2,5 месяца до заседания.
Во время подготовки осуществляется следующая методическая работа:
1.семинары; семинары – практикумы;
2.консультации;
3.анкетирование педагогов
4.смотры-конкурсы;
5.подготовка выставки;
6.организация открытых просмотров;
7.тематическое изучение деятельности:
-разрабатываются критерии тематического анализа деятельности;
-анализ данных;
-обработка результатов;
8.подготовка рекомендуемой литературы по теме педсовета, составление библиографии по теме педсовета, размножение списка литературы;
9.разработка рекомендаций и материалов в помощь педагогам;
10.оказание помощи педагогам в подготовке отчетов, докладов, сообщений к педсоветам
(в отчете педагоги представляют информацию о своем опыте по данному вопросу, а не методический материал, выступают устно, не читают); 11.создание предметно-развивающей среды по направлению темы педсовета;
12.взаимодействие с родителями, например, анкетирование по данному вопросу;
13.продумывание структуры проведения педсовета, составление сценария;
14.подготовка проекта решения педсовета;
15.определение места для проведения заседания (условия для работы воспитателей, экран, технические средства, размещение выставки);
16.проверка отчетов воспитателей;
Оформление стенда «Готовимся к педсовету»
1.Повестка дня предстоящего педсовета (вывешивается за 30 календарных дней до проведения педсовета).
2.Решение предыдущего педсовета.
3.План подготовки педагогов к предстоящему педсовету.
4.Вопросник к анализу педагогами своей работы по определенному разделу образовательной программы.
5.Библиография по теме педсовета.
6.Примерная структура заседания.
Контроль за выполнением
решений предыдущего педсовета.
Карта контроля за выполнением решений педсовета включает в себя:
-принятые решения;
-ответственный за выполнением;
-сроки выполнения;
-кто осуществлял контроль;
-результаты контроля;
-примечание (повторный контроль)
Решения педсовета вытекают из :
- констатирующей части. Делается глубокий по содержанию, но краткий по объему анализ состояния обсуждаемого вопроса. Указываются нерешенные вопросы и недостатки.
-постановляющей части. Постановляющая часть является программой деятельности на предстоящий период по обсуждаемым проблемам. Обычно каждому нерешенному вопросу и недостатку соответствует пункт решения.
Решение педсовета излагается полностью, с указанием результатов голосования.
Формулировки решений должны быть конкретными с указанием
ответственных и срока исполнения (например, если у кого –то проблема, то провести консультацию по данной проблеме и это уже дополнение к годовому плану на следующий год).
В последнем пункте указывается, на кого возлагается контроль за исполнением решений (на руководителя учреждения дошкольного образования)
Примерная структура
заседания педагогического совета
Вначале председатель объявляет вопросы, которые будут рассматриваться, в кратком вступительном слове определяет значимость проблемы и побуждает воспитателей активно участвовать в работе, поделиться положительным опытом по обсуждаемой проблеме.
Далее следуют:
-сообщение об исполнении решений, принятых на предыдущих заседаниях;
-информация по основной проблеме, выдвинутой на заседание;
-отчеты по опыту, прения;
-обсуждение и утверждение решений педсовета;
-сообщение основных вопросов следующего заседания (утверждение основных докладчиков, даты и др.);
При обсуждении важных проблем, которые интересуют всех членов педагогического коллектива, может быть предложена следующая структура доклада:
-значение данной проблемы;
-чем вызвана необходимость рассмотрения этого вопроса на педсовете;
-какие достижения и недостатки по этому вопросу имеются в учреждении образования;
-предложения к совершенствованию работы по обсуждаемой проблеме.
Особенности оформления
протокола педагогического совета
1.Все протоколы педсовета оформляются секретарем.
2.Протокол может оформляться рукописным способом и с помощью технических средств.
3.Страницы нумеруются, прошнуровываются, скрепляются подписью руководителя и печатью учреждения дошкольного образования.
4.Информация о ходе выполнения предыдущих решений в повестке дня не обозначается, но в проколе записывается.
5.Если в прениях выступили не все записавшиеся, то тексты их выступлений могут прилагаться к протоколу.
6.Если присутствовали представители вышестоящих организаций или другие лица, указывать их фамилию и должность.
7.Протокол подписывается председателем, секретарем и членами педсовета.
8.Протокол оформляется секретарем педсовета в течение пяти дней после его проведения на основании рукописных, стенографических, аудио- или других записей хода заседания педсовета, а также документов, подготовленных к заседанию (повестки дня, справок, методических материалов, тезисов докладов и выступлений и других материалов).
9.Если педсовет проводится в нетрадиционной форме, то прилагается подробный сценарий его проведения и записывается решение, принятое на педсовете.
10.Протоколы и прилагаемые к ним материалы хранятся в деле учреждения дошкольного образования.
11.При увольнении или переводе руководителя протоколы и материалы к ним передаются вновь назначенному руководителю либо секретарю по акту приема-передачи дел.
Литература:
1.Положение о педагогическом совете учреждения дошкольного образования: утв. Министерством образования Республики Беларусь 11.07.2011, № 65.
2.Котко, А.Н. Профессиональная компетентность. Психология управления / А.Н. Котко.- Минск : Медисонт, 2014.- 280 с.
3.Котко А.Н. Основы педагогической культуры : монография / А.Н.Котко.- Минск: Медисонт,2012.-328 с.