Организация образовательного процесса
4.1. Порядок подготовки УДО к организации образовательного процесса регулируется приказом Министра образования от 20 апреля 2021 г. № 288 «Об отдельных вопросах организации образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования». Состояние готовности УДО к организации образовательного процесса определяется в соответствии с требованиями к мерам безопасности при организации образовательного и воспитательного процесса, требованиями по обеспечению пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологическими требованиями, иными требованиями, установленными законодательством об образовании.
4.2. Общие требования к организации образовательного процесса в УДО определены Кодексом, образовательным стандартом дошкольного образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 4 августа 2022 года № 228) (https://edu.gov.by/urovni-obrazovaniya/doshkolnoe-obrazovanie/doshkolnoe-obrazovanie/normativnye-pravovye-akty/; https://www.adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2024/2025 учебный год / Дошкольное образование), учебной программой дошкольного образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 4 августа 2022 г. № 229) (https://edu.gov.by/urovni-obrazovaniya/doshkolnoe-obrazovanie/doshkolnoe-obrazovanie/informatsiya/nauchno-metodicheskoe-obespechenie; https://www.adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2024/2025 учебный год / Дошкольное образование), типовым учебным планом дошкольного образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 15 августа 2019 г. № 139 (в редакции постановления Министерства образования Республики Беларусь от 12 мая 2023 г. № 152)) (https://edu.gov.by/urovni-obrazovaniya/doshkolnoe-obrazovanie/doshkolnoe-obrazovanie/informatsiya/nauchno-metodicheskoe-obespechenie; https://www.adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2024/2025 учебный год / Дошкольное образование).
В целях реализации содержания образовательных областей учебной программы дошкольного образования в образовательном процессе (в специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников) необходимо использовать различные методы обучения и воспитания (информационно-рецептивные, репродуктивные, проблемного изложения, эвристические, исследовательские и др.).
Напоминаем, что в образовательном процессе УДО для развития способностей детей в различных видах деятельности и создания оптимальных условий для стимулирования и поддержки их эмоционального, нравственного и интеллектуального развития, проявления самостоятельности и инициативности, индивидуализации образовательного процесса должны применяться формы, методы, средства обучения и воспитания, современные образовательные и информационные технологии, соответствующие возрастным и индивидуальным возможностям обучающихся, специфике освоения содержания каждой конкретной образовательной области учебной программы дошкольного образования.
При этом образовательный процесс следует организовывать таким образом, чтобы сохранить самобытность и специфику дошкольного детства. Основой обучения и воспитания является разнообразная деятельность детей, соответствующая их возрастным и индивидуальным возможностям.
В начале и конце недели должны предусматриваться занятия, облегченные по содержанию и умственной нагрузке.
Домашние задания во всех возрастных группах задаваться не должны.
Запрещается проводить занятия в приемныхраздевальных, спальнях, оборудованных стационарными кроватями.
Во время каникул с воспитанниками проводятся мероприятия физкультурно-оздоровительной и художественно-эстетической направленности. Рекомендуем организовывать и проводить каникулы в УДО с учетом периодов каникул для обучающихся в учреждениях общего среднего образования. Информация о сроках каникул ежегодно актуализируется и размещается на интернет-портале Министерства образования (https://edu.gov.by/urovni-obrazovaniya/srenee-obr/srenee-obr/informatsiya/2024-2025-uchebnyy-god).
Особенности организации образовательного процесса в летний период отражены в инструктивно-методическом письме «Об организации деятельности учреждений образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для детей с интеллектуальной недостаточностью, в летний период» (https://edu.gov.by/urovni-obrazovaniya/doshkolnoe-obrazovanie/doshkolnoe-obrazovanie/informatsiya/nauchno-metodicheskoe-obespechenie/).
Обращаем внимание, что в разделе национального образовательного портала «Спрашивали – отвечаем» (https://www.adu.by/ Главная / Спрашивали – отвечаем) можно задать вопрос и оперативно получить ответ специалиста по вопросам организации образовательного процесса, содержания учебных изданий для педагогических работников и воспитанников учреждений дошкольного образования и др.
В научно-методическом журнале «Пралеска» на постоянной основе ведется рубрика «Вы прасілі адказаць», в которой даются разъяснения по применению норм законодательства, публикуются ответы по актуальным вопросам в сфере дошкольного образования, в том числе в части организации образовательного процесса, и др. В журнал можно направлять вопросы, ответы на которые будут опубликованы в данной рубрике.