Положение об общественном инспекторе по охране труда

УТВЕРЖДЕНО

Постановление Президиума Совета Федерации профсоюзов Беларуси

25.08.2010 № 180

 (в редакции постановления Президиума Совета
Федерации профсоюзов Беларуси от 31.05.2023 № 132)

 ПОЛОЖЕНИЕ

об общественном инспекторе
по охране труда

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 1. Настоящее Положение об общественном инспекторе по охране труда (далее – Положение) разработано в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 6 мая 2010 г. № 240

"Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами"*, Трудовым кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь "О профессиональных союзах" от 22 апреля 1992 г. № 1605-XІІ (с изменениями и дополнениями), Законом Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 356-З "Об охране труда" (в редакции от 18 декабря 2019 г.), иными актами законодательства, регулирующими трудовые и связанные с ними отношения, а также Уставом Федерации профсоюзов.

2. Целями общественного контроля являются: создание здоровых и безопасных условий труда работающим; предупреждение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, контроль за правильным и своевременным расследованием и учетом несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; возмещением в полном объеме вреда, причиненного работникам увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими своих трудовых обязанностей.

3. В целях осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда на каждом рабочем месте (далее – рабочее место), более полной реализации предоставленных профсоюзам прав к этой работе на общественных началах привлекаются работники профсоюзных органов, профсоюзные активисты и другие члены профсоюза, способные по своим деловым качествам осуществлять общественный контроль за созданием здоровых и безопасных условий труда (далее – общественный инспектор по охране труда).

4. Общественный инспектор по охране труда осуществляет общественный контроль в формах проведения мероприятий по наблюдению, анализу, оценке соблюдения трудовых и социально-экономических прав граждан (мониторинг), участия в работе коллегиальных органов, комиссий и в иных формах, предусмотренных законодательством, коллективными договорами (соглашениями), не связанных с проведением проверок (далее – контроль).

5. Общественный инспектор по охране труда осуществляет контроль самостоятельно или в составе комиссий.

 ГЛАВА 2

ПОРЯДОК ИЗБРАНИЯ, НАДЕЛЕНИЯ ПРАВАМИ, ПОЛНОМОЧИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ИНСПЕКТОРА ПО ОХРАНЕ ТРУДА

 6. Общественный инспектор по охране труда избирается на общем собрании профсоюзной группы, собрании (конференции) цеховой организации (цехового комитета), первичной профсоюзной организации (профсоюзной организации), заседании профсоюзного комитета на срок полномочий руководящего органа и осуществляет контроль по месту работы.

Руководители профсоюзных организаций всех уровней и их заместители обладают правами общественного инспектора по охране труда на протяжении всего срока пребывания в должности, независимо от того, являются ли они штатными профсоюзными работниками.

7. Решениями руководящих органов организационных структур ФПБ, членских организаций ФПБ и их организационных структур, являющихся вышестоящими по отношению к первичным профсоюзным организациям, общественный инспектор по охране труда при необходимости может наделяться правами для осуществления контроля в организации в пределах соответствующих территорий (далее – контролируемый субъект).

8. Количество общественных инспекторов по охране труда в организации, в том числе в ее структурных подразделениях, определяется профсоюзной организацией в зависимости от конкретных условий и производственной необходимости (численности работающих, степени рассредоточенности производственных объектов, наличия вредных и опасных факторов и т.д.).

9. Список общественных инспекторов по охране труда передается контролируемому субъекту.

10. Полномочия общественного инспектора по охране труда на осуществление контроля подтверждаются удостоверением по форме, приведенной в приложении 1 к настоящему Положению.

11. Оформление, учет и выдача удостоверения осуществляется профсоюзной организацией, выдавшей его. Каждому удостоверению присваивается порядковый номер.

Удостоверение общественного инспектора по охране труда подписывается руководителем профсоюзной организации, заверяется печатью и выдается общественному инспектору по охране труда под роспись на период наделения полномочиями общественного инспектора по охране труда на осуществление контроля.

12. Членские организации ФПБ, их организационные структуры, организационные структуры ФПБ во взаимодействии с контролируемым субъектом с учетом специфики и вида выполняемых работ организовывают обучение общественных инспекторов по охране труда.

13. Обучение общественных инспекторов по охране труда проводится по примерной программе для обучения (повышения квалификации) общественных инспекторов по охране труда, утвержденной постановлением Президиума Совета Федерации профсоюзов Беларуси.

14. В случае повторного избрания общественных инспекторов по охране труда при необходимости проводится повышение их квалификации.

ГЛАВА 3

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ИНСПЕКТОРА ПО ОХРАНЕ ТРУДА

 15. Основными задачами общественного инспектора по охране труда являются:

осуществление контроля за соблюдением требований безопасности при выполнении работ (оказании услуг) работниками контролируемых субъектов;

оценка состояния условий труда работников, безопасности производственных процессов, оборудования, приспособлений, инструмента, сырья и материалов, эффективности применения средств защиты работниками;

осуществление контроля за выполнением работниками обязанностей по охране труда, изложенных в должностных и рабочих инструкциях, и требований локальных правовых актов по охране труда;

принятие мер по устранению выявленных недостатков.

16. Общественный инспектор по охране труда в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:

16.1. регулярно осматривает состояние рабочих мест, проходов, проездов, зданий, территорий, других мест работы;

16.2. контролирует:

соответствие технологических процессов, станков, машин, механизмов и другого эксплуатируемого оборудования, приспособлений и инструмента, транспортных и грузоподъемных средств требованиям охраны труда;

работу вентиляционных установок и осветительных приборов на предмет безопасности;

своевременность обеспечения работающих качественными специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, организацию соответствующего ухода за ними (ремонт, чистка, стирка, обеспыливание и др.);

правильность и безопасность хранения, транспортировки и применения вредных, ядовитых, пожаро- и взрывоопасных веществ и материалов, источников радиоактивных излучений;

состояние санитарно-гигиенических условий труда на рабочих местах (температурно-влажностный режим, запыленность и загазованность воздушной среды, освещенность и др.), обеспеченность работающих санитарно-бытовыми помещениями, их состояние и содержание;

обеспечение работающих, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или осуществляемых в неблагоприятных температурных условиях, смывающими и обезвреживающими средствами;

своевременность проведения стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда;

соблюдение законодательства по вопросам режима рабочего времени и времени отдыха, охраны труда женщин и молодежи, предоставления лечебно-профилактического питания, молока и других равноценных пищевых продуктов, организацию водно-питьевого режима;

физическое состояние работников на рабочих местах;

16.3. участвует в:

проведении контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях
(далее – контроль за соблюдением требований по охране труда) в соответствии с локальными правовыми актами, регламентирующими осуществление контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях, системой управления охраной труда (далее – СУОТ), действующей в организации и определяющей порядок осуществления контроля;

расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

подготовке и проведении организационных мероприятий по охране труда (смотры, конкурсы, рейды и др.), осуществляет контроль за оформлением стендов и уголков по охране труда;

16.4. проводит разъяснительную работу по повышению личной ответственности работающих за соблюдение ими требований, правил и инструкций по охране труда;

16.5. рассматривает обращения, поступающие к нему от членов профсоюза;

16.6. вносит предложения о рассмотрении вопросов, связанных с соблюдением требований охраны труда и безопасным выполнением работ (оказанием услуг), на общем собрании профсоюзной группы, заседании цехового комитета профсоюза, профсоюзного органа первичной организации или соответствующего профсоюза;

16.7. ежеквартально отчитывается о проделанной работе в профсоюзный комитет.

ГЛАВА 4

ПРАВА ОБЩЕСТВЕННОГО ИНСПЕКТОРА ПО ОХРАНЕ ТРУДА

 17. Общественный инспектор по охране труда, осуществляя свою деятельность, имеет право:

17.1. осуществлять контроль за:

соблюдением требований по охране труда;

выполнением условий коллективного договора (соглашения);

17.2. запрашивать и получать от уполномоченных должностных лиц контролируемого субъекта, органов государственного управления сведения о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, документы, локальные акты и иную информацию по вопросам, относящимся к предмету общественного контроля;

17.3. контролировать:

состояние условий и охраны труда на рабочих местах, на участках, в цехах и т.п.;

безопасность вентиляционных установок и осветительных приборов, оборудования, приспособлений и инструментов, транспортных и грузоподъемных средств;

обеспечение работающих специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, правильность их применения, организацию соответствующего ухода за ними (ремонт, стирка, химчистка, обеспыливание и т.п.);

своевременность проведения инструктажей по охране труда и обучения работающих безопасным методам труда;

состояние санитарно-бытовых помещений, обеспечение работающих смывающими и обезвреживающими средствами, организацию водно-питьевого режима;

соблюдение законодательства о рабочем времени и времени отдыха, об охране труда женщин и молодежи;

17.4. обследовать состояние безопасности труда в проездах, проходах, на территориях и других местах работы;

17.5. по решению профсоюзных органов принимать участие в:

расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

работе комиссии по контролю качества средств индивидуальной защиты;

проведении представителями нанимателя контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации в соответствии с локальными правовыми актами, регламентирующими осуществление контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях, системой управления охраной труда, действующей в организации и определяющей порядок осуществления контроля;

работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию, экспертизе безопасности условий труда проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектов, а также проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов в целях определения соответствия их требованиям норм и правил по охране труда;  

проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и получать информацию о ее результатах;

17.6. выдавать контролируемому субъекту обязательную для рассмотрения рекомендацию по устранению выявленных нарушений требований по охране труда, локальных правовых актов по охране труда, коллективного договора (соглашения) (далее – рекомендация), фиксировать выявленные нарушения законодательства об охране труда в журналах контроля за соблюдением требований по охране труда, в том числе в журналах, которые ведутся в электронном виде, справках, актах, протоколах и др.

17.7. рекомендовать должностным лицам контролируемого субъекта отстранять от работы в соответствующий день (смену) работающих, появившихся на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, не использующих требуемые средства индивидуальной защиты, обеспечивающие безопасность труда, не прошедших в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда, медицинский осмотр;

17.8. выдавать рекомендации о проведении внепланового инструктажа по охране труда и внеочередной проверки знаний по вопросам охраны труда работников организаций при выявлении нарушений требований по охране труда, которые могут привести или привели к аварии, несчастному случаю на производстве и другим тяжелым последствиям;

17.9. требовать от должностных лиц контролируемого субъекта немедленного устранения нарушений требований по охране труда, угрожающих жизни и здоровью работников, а в случаях непосредственной угрозы их жизни и здоровью –приостановления работ до устранения нарушений;

17.10. заслушивать на заседаниях выборных профсоюзных органов полученные от контролируемого субъекта информацию и сообщения, относящиеся к предмету общественного контроля, в том числе о результатах рассмотрения выданных рекомендаций по устранению выявленных нарушений требований по охране труда и выявленных нарушений законодательства об охране труда, указанных в журналах контроля;

17.11. обращаться в техническую инспекцию труда для принятия необходимых мер по устранению выявленных нарушений;

17.12. выполнять другие действия, предусмотренные законодательством, коллективными договорами, соглашениями и настоящим Положением.                                                                                                                                                                                                 

ГЛАВА 5

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ИНСПЕКТОРА ПО ОХРАНЕ ТРУДА И ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

 18. В своей работе общественный инспектор по охране труда руководствуется законодательством, уставами (положениями) соответствующих профессиональных союзов (объединений профсоюзов), правилами и инструкциями по охране труда, настоящим Положением, локальными правовыми актами, регламентирующими контроль за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях, системой управления охраной труда, действующей в организации и определяющей порядок осуществления данного контроля.

19. Общественный инспектор по охране труда выполняет свою работу под руководством первичной профсоюзной организации, в контакте с непосредственными руководителями работ, работниками службы охраны труда организации, технической инспекцией труда ФПБ, контролирующими (надзорными) органами.

20. О выявленных нарушениях законодательства об охране труда, локальных правовых актов по охране труда, невыполнении коллективного договора (соглашения) общественный инспектор по охране труда:

ставит в известность руководителя работ или руководителя структурного подразделения и рекомендует им принять меры по устранению нарушений;

выдает рекомендацию по устранению выявленных нарушений актов законодательства, локальных правовых актов по охране труда, коллективного договора (соглашения) по форме, приведенной в приложении 2 к настоящему Положению;

фиксирует выявленные нарушения или их отсутствие путем внесения записи в журнал контроля за соблюдением требований по охране труда в организации и структурных подразделениях в соответствии с СУОТ, действующей в организации и определяющей порядок осуществления данного контроля, информирует профсоюзный комитет первичной профсоюзной организации.

Результаты мониторингов, в ходе которых не выявлено нарушений актов законодательства или коллективного договора (соглашения), оформляются справкой по форме согласно приложению 5.

Вышеуказанная справка составляется руководителями профсоюзных организаций всех уровней, обладающими правами общественных инспекторов по охране труда.

21. Рекомендация (справка) составляется в двух экземплярах: один экземпляр вручается (направляется) контролируемому субъекту, другой – остается для контроля у общественного инспектора по охране труда, проводившего контроль, и подлежит рассмотрению контролируемым субъектом.

22. В целях обеспечения успешной работы общественных инспекторов по охране труда первичная профсоюзная организация:

22.1. включает в план работы вопросы по осуществлению общественного контроля за соблюдением требований законодательства об охране труда, в том числе общественными инспекторами по охране труда, создает условия для выполнения ими общественных обязанностей, организует их работу, обучение и повышение квалификации, обеспечивает нормативными документами для осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда;

22.2. обеспечивает участие в проводимом представителями нанимателя контроле за соблюдением работниками требований по охране труда в соответствии с локальными правовыми актами, регламентирующими контроль за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях, системой управления охраной труда, действующей в организации и определяющей порядок осуществления контроля, в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

22.3. обобщает положительный опыт работы общественных инспекторов по охране труда и обеспечивает его распространение, предусматривает меры морального и материального поощрения общественных инспекторов по охране труда за активную и добросовестную работу;

22.4. ежеквартально рассматривает эффективность работы общественных инспекторов по охране труда, в случае ненадлежащего исполнения обязанностей по осуществлению общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда либо в случаях, когда осуществление данных полномочий не представляется возможным, вправе лишить общественного инспектора по охране труда полномочий на осуществление контроля на заседании профсоюзного комитета.

23. Коллективный договор (соглашение) может предусматривать для общественных инспекторов по охране труда создание дополнительных (не ущемляющих права профсоюза) условий, способствующих осуществлению возложенных на них задач (например, привлечение общественного инспектора по охране труда к дисциплинарной ответственности или его увольнение по инициативе нанимателя только с предварительного согласия профсоюзного органа, предоставление возможности осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства о труде в рабочее время, а также ряд других льгот).

24. За воспрепятствование осуществлению контроля уполномоченные должностные лица нанимателя несут ответственность в соответствии с законодательством.

25.  Членские организации ФПБ с учетом специфики отрасли и деятельности профсоюза могут разрабатывать по согласованию с Федерацией профсоюзов Беларуси положения об общественном инспекторе по охране труда своего профсоюза на основании настоящего Положения.

Членские организации ФПБ исходя из своей специфики работы разрабатывают свои отраслевые регламенты и методические рекомендации по осуществлению общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда общественными инспекторами по охране труда на основании Типового регламента осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда общественными инспекторами по охране труда (далее – Типовой регламент) и Типовых методических рекомендаций по осуществлению общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда общественными инспекторами по охране труда (далее – Типовые методические рекомендации).

26. Типовой регламент и Типовые методические рекомендации приведены соответственно в приложениях 3 и 4 к настоящему Положению.

27. Председатели районных, городских (региональных) объединений организаций профсоюзов, входящих в Федерацию профсоюзов Беларуси, обладающие правами общественного инспектора по охране труда, представляют отчет по осуществлению общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда по форме согласно приложению 6.

* В тексте настоящего Положения сохранена терминология Указа Президента Республики Беларусь от

6 мая 2010 г. № 240 "Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами".