ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ

Обеспечение безопасности при организации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

                             Об утверждении правил безопасности, правил

                          расследования и учета несчастных случаев,

      произошедших с обучающимися

      Постановление Министерства образования                            Республики Беларусь от 3 августа №227

 

 

Педагогический работник учреждения дошкольного образования знакомит обучающихся с основами безопасного поведения в учреждении дошкольного образования, на улице, в быту.

При организации образовательного процесса в течение дня педагогический работник обеспечивает создание безопасной, здоровьесберегающей, психологически комфортной и адаптивной среды жизнедеятельности обучающихся.

К организации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования допускаются педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию.

При обнаружении нарушений требований безопасности работники

незамедлительно принимают меры по их устранению в соответствии с компетенцией, информируют руководителя учреждения дошкольного образования.

Решение о размещении обучающихся в иных безопасных помещениях учреждения дошкольного образования принимает руководитель учреждения дошкольного образования.

Организовывать образовательный процесс, процесс воспитания до устранения выявленных нарушений не допускается.

Распорядок дня обучающихся в учреждении дошкольного образования должен

соответствовать их возрастным особенностям, предусматривать гигиенически обусловленную длительность сна и бодрствования, достаточное пребывание на свежем воздухе, рациональное сочетание различных по характеру видов деятельности, умственных и физических нагрузок.

Максимальная допустимая учебная нагрузка в неделю на одного обучающегося на занятиях, количество и виды занятий, их длительность и место в распорядке дня должны определяться педагогическими работниками в соответствии с учебными планами

и учебной программой дошкольного образования, разработанными и утвержденными в установленном законодательством порядке, с учетом состояния здоровья, физиологической подготовленности обучающегося.

Средства обучения и воспитания, необходимые для организации

образовательного процесса, организации процесса воспитания (далее – средства обучения и воспитания), обучающиеся вправе использовать только с разрешения педагогических работников.

Средства обучения и воспитания должны соответствовать возрасту

обучающихся, быть исправными и безопасными: ножницы – с тупыми концами, молоток – с закругленной ударной частью, инвентарь при выполнении работ на земельном участке – с прочным креплением рукояток и соответствовать росту обучающихся.

Ножницы (за исключением занятия), как и любые колющие, режущие, опасные для жизни и здоровья обучающихся предметы, медикаменты, а также дезинфицирующие средства должны находиться в недоступном для обучающихся месте.

Не допускается применение в образовательном и воспитательном процессе предметов из стекла, хрупкой пластмассы, канцелярских кнопок, скрепок, скоб.

Между занятиями должны проводиться перерывы продолжительностью не менее 10 минут, которые включают двигательные перерывы, подвижные игры малой и средней подвижности.

В начале и конце недели должны предусматриваться занятия, не требующие повышенной умственной нагрузки.

Руководитель и педагогические работники учреждения дошкольного образования обеспечивают создание безопасных условий при организации образовательного процесса, организации процесса воспитания в учреждении дошкольного образования.

Физкультурно-оздоровительную деятельность следует осуществлять с учетом здоровья, возраста обучающихся, времени года в соответствии с санитарно-эпидемиологическими и иными требованиями.

Организация и проведение занятий с обучающимися с использованием персональных электронно-вычислительных машин должна осуществляться согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям, а также санитарным нормам и правилам, устанавливающим требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы с ними.

свернуть

Обеспечение безопасности при организации и проведении занятий по образовательной области "Физическая культура"

 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ХОДЕ ОРГАНИЗЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

 

Памятка для педагогических работников

 

Разработала: заместитель заведующего по ОД Скопец Т.Ф.

 

Кодексом об образовании Республики Беларусь определено, что создание безопасных условий при организации образовательного процесса является обязанностью учреждения образования. Обучающиеся имеют право на охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса. За создание здоровых и безопасных условий при организации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования  педагогические работники несут персональную ответственность.

Организация и проведение занятий по образовательной области «Физическая культура» осуществляется в соответствии с учебным планом учреждения дошкольного образования, расписанием занятий в каждой возрастной группе. Длительность занятий по физической культуре составляет:

10 мин – в первой младшей группе;

15 мин – во второй младшей группе:

20 мин – в средней группе;

25 мин – в старшей группе.  

Занятия по образовательной области «Физическая культура» проводятся руководителем физического воспитания. Запрещается проведение занятий в отсутствие руководителя физического воспитания.

        Образовательный процесс на занятии по физической культуре и должен  быть организован с учетом необходимости сохранения здоровья воспитанников, поддержания их работоспособности в течение учебного дня, недели, учебного года, обеспечения требуемой двигательной активности. Двигательная  активность детей на  занятиях по физической культуре   составляет:  от 70 до 85 процентов от общей длительности учебного занятия.  При этом,  частота пульса во время  учебных  занятий с воспитанниками  из основной группы в заключительной части занятия не должна превышать исходный показатель более чем на 15 – 20 процентов в зависимости от  возраста.

         Организация учебных занятий по физической культуре осуществляется на основании медицинских справок о состоянии здоровья детей. С учетом состояния здоровья воспитанники распределены на основную, подготовительную, специальную медицинскую группу, группу лечебной физической культуры.

        Занятия с воспитанниками из подготовительной группы проводятся совместно с основной группой детей согласно рекомендациям врача-педиатра. Физическая нагрузка обеспечивается  с учетом состояния здоровья воспитанников. Врачом-педиатром устанавливается подготовительная группа для детей с сердечными, почечными заболеваниями, заболеваниями опорно-двигательного аппарата, дыхательной системы.  

       С учетом возрастных особенностей детей учебное занятие по физической культуре состоит из вводной части, общеразвивающих упражнений, основных движений или подвижной игры, заключительной части.     

       На занятии по физической культуре воспитанники допускаются только в спортивной одежде и обуви.

      Педагогические работники должны визуально проверять зал, в котором организовано занятие по физической культуре на предмет его безопасного состояния, исправности оборудования, наличия предметов и веществ, подозрительных и опасных для жизни и здоровья. При обнаружении нарушений режима безопасности педагогические работники обязаны:

-немедленно принять меры по их устранению

-поставить в известность заведующего учреждением дошкольного образования

Организовывать образовательный процесс по физическому развитию детей до устранения выявленных нарушений запрещается.

        В зале учреждения дошкольного образования для занятий по физической культуре необходимо проведение влажной уборки после каждого занятия.

       Физкультурно-спортивное, игровое оборудование, спортивный инвентарь по конструкции, размерам, применяемым материалам должны соответствовать возрастным и психофизическим особенностям воспитанников, требованиям технических нормативных правовых актов.  В учреждении дошкольного образования в соответствии с актом готовности, утвержденным в установленном порядке, допускается использование  физкультурно-спортивных сооружений на занятиях по физической культуре.

      Физкультурно-спортивное, игровое оборудование, спортивный инвентарь в зале необходимо очищать, мыть не реже одного раза в день и по мере загрязнения.  

       При получении воспитанником травмы в ходе организации и проведения занятия по физической культуре, педагогические работники обязаны принять меры по оказанию первой доврачебной помощи, вызову на место происшествия медицинского работника или доставке потерпевшего в организацию здравоохранения и незамедлительно сообщить его родителям (законным представителям).

       Обеспечению  безопасных  условий  организации и проведения образовательного процесса на занятии по образовательной области «Физическая культура» способствует выполнение требований   Санитарных  норм   и правил  «Требования для учреждений дошкольного образования», (постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.01.2013 № 8),  Инструкции   о порядке организации и кадровом обеспечении физического воспитания обучающихся (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 14.06.2018 № 55), Правил   безопасности  проведения занятий физической культурой и спортом (постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 31.08.2018 № 60).

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

Информационно – методический кабинет как центр повышения профессиональной компетентности педагогических работников

Информационно-методический кабинет как центр повышения профессиональной компетентности педагогических  работников

  Современный педагог должен хорошо ориентироваться в области дошкольного образования, владеть современными педагогическими технологиями, уметь работать в информационном пространстве, обладать креативными способностями, аналитической и рефлексивной культурой. Однако требования, предъявляемые к педагогу, должны быть подкреплены соответствующими условиями, так как без обеспечения воспитателя необходимыми условиями и орудиями труда, без мотивации его успешности, необходимого качества дошкольного образования не удастся достичь. Одним из условий повышения качества образования детей является создание условий для работы педагогов в соответствии с их современными требованиями, в том числе и оборудование информационно-методического кабинета. Информационно-методический кабинет создает условия для совершенствования профессиональной компетентности педагогических работников, повышения их квалификации, роста творческого потенциала, направленного на обеспечение качественного процесса воспитания, обучения и развития детей. Руководство информационно – методическим кабинетом и координацию его деятельности осуществляет заместитель заведующего по основной деятельности. Ему принадлежит ведущая роль в создании условий для оказания целенаправленной методической помощи педагогам в организации образовательного процесса с воспитанниками, в подготовке и проведении методических мероприятий, мероприятий по работе с семьями.

     Комплектование и оформление информационно-методического кабинета осуществляется в соответствии с требованиями:

  • Кодекса Республики Беларусь об образовании,
  • постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 24 мая 2012 г. № 140 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь от 25 ноября 2011 года «Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь»,
  • постановления Министерства образования Республики Беларусь от 24 мая 2012 г. №52 «Об установлении перечня документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности Министерства образования Республики Беларусь, структурных подразделений областных и Минского городского исполнительных комитетов, осуществляющих государственновластные полномочия в сфере образования и по делам молодежи, государственных организаций, подчиненных Министерству образования Республики Беларусь, с указанием сроков хранения»,
  • Инструктивно-методических писем Министерства образования Республики Беларусь к 2012/2013 учебному году от28.06.2012, 2010/2011 учебному году от 17.06. 2010.

                      Информационно-методический кабинет создает условия для:

  1. совершенствования профессиональной компетенции педагогических работников;
  2. повышения их квалификации;
  3. роста творческого потенциала, направленного на обеспечение качественного процесса воспитания, обучения и развитие детей.

            Структурные компоненты информационно – методического кабинета

  • сектор нормативного правового обеспечения
  • сектор методической работы
  • книжный фонд
  • сектор аналитической работы
  • сектор аттестации и повышения квалификации педагогических работников
  • сектор инновационных педагогических достижений
  • информационно-технический сектор
  • сектор идеологической работы
  • педагогические выставки –
  • тематические каталоги и картотека методического обеспечения                      

                               Сектор нормативного правового обеспечения

(банк законодательных актов Республики Беларусь)

  • Конституция;
  • Законы;
  • Указы Президента:
  • Директивы,
  • Кодексы;
  • Постановления Совета Министров;
  • Положения;
  • Инструкции

 

Сектор методической работы

  • учебно-программная документация образовательной программы дошкольного образования

- Учебные планы;

- Учебная программа

- Образовательные программы специального образования

дошкольного образования

- Образовательные стандарты. Дошкольное образование

- Учебно-методические пособия (УМК)

- Средства обучения

                                  Программно-планирующая документация:

- Годовой план деятельности учреждения дошкольного образования;

- Индивидуальные планы защиты прав и законных интересов детей (при наличии в учреждении дошкольного образования детей, находящихся в социально опасном положении).

- Учебно-методическая документация:

- Материалы по организации методической работы с кадрами:

- Протоколы педсоветов и советов;

- Материалы педсоветов и советов;

- Материалы семинаров, консультаций, мастер-классов, творческих отчетов,

- Открытых просмотров и др.

- Методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь, Академии последипломного образования, областного института развития образования, учебно-методического кабинета, учреждения дошкольного образования.

Кроме того, в ИМК находятся материалы по организации сотрудничества с законными представителями воспитанников, осуществлению преемственности в работе между учреждениями дошкольного и общего среднего образования, организации образовательных услуг на платной основе:

  • Материалы по организации сотрудничества с законными представителями

воспитанников:

– материалы общих родительских собраний;

– анкеты (по необходимости);

– социально-педагогический паспорт учреждения дошкольного образования;

  • Материалы по осуществлению преемственности в работе между

учреждениями дошкольного и общего среднего образования:

– материалы инструктивно-методических совещаний, консультаций, семинаров,

- открытых занятий для воспитателей старших групп учреждения дошкольного образования и учителей 4-х классов учреждения общего среднего образования;

– материалы по работе с законными представителями воспитанников.

  • Материалы по организации образовательных услуг на платной основе:

– анкеты для законных представителей;

– списки детей;

– данные о руководителях, оказывающих образовательные услуги;

– графики работы педагогических работников, оказывающих платные

образовательные услуги;

– планы  дополнительных образовательных услуг по реализации сверх базового компонента.

                                                           Книжный фонд

  • Библиотека детской художественной литературы;
  • Научно-популярной литературы для педагогических работников и родителей;
  • Периодические печатные издания;
  • Справочная литература: словари, справочники, энциклопедии
  • Перечень средств воспитания, обучения, учебно-наглядных пособий, игр и
  • игрового оборудования, компьютерной техники, электронных средств обучения,

спортивного инвентаря для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24 сентября 2007 г. №50);

  • Перечни и нормы обеспечения спортивным инвентарем и оборудованием, необходимыми для организации физического воспитания обучающихся учреждений образования, иных организаций, индивидуальны предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, проведения с ними физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 14 июля 2014 г. №105);
  • Перечень учебно-методической литературы для учреждений дошкольного образования, специальных дошкольных учреждений;
  • Сведения о наличии учебных изданий и иных средств обучения, необходимых для организации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования (аннотированный учет обеспеченности учебными изданиями, имеющими соответствующий гриф);
  • Журнал поступлений и учета литературы, учебно-дидактического, игрового материала;
  • Журнал учета использования педагогами пособий, методической познавательной литературы, методических разработок.
  • Учебно-методические пособия для педагогов, учебные пособия для детей, детская художественная литература подбираются в соответствии с разделами образовательной программы дошкольного образования.

                                              Сектор аналитической работы

  • Материалы по изучению и анализу:
  • Результатов мониторинга качества условий деятельности дошкольного учреждения;
  • Качества здоровьесберегающего образовательного процесса;
  • Коррекционно-педагогической помощи детям;
  • Диагностика педагогических затруднений сотрудников учреждений (диагностические анкеты педагогов, сводная карта по изучению запросов педагогических кадров на следующий учебный год);
  • Информационно-аналитическое обеспечение деятельности учреждения дошкольного образования (годовой график контроля, диагностический инструментарий по изучению деятельности педагогов (карты контроля), информация о результатах контроля

        Сектор аттестации и повышения квалификации педагогических работников

  • перспективный план аттестации педагогических работников данного учреждения образования;
  • заявления педагогов в аттестационную комиссию;
  • копии выписок из протоколов о сдаче квалификационного экзамена;
  • выписка из протокола заседания профсоюзного комитета о делегировании представителя профкома в состав аттестационной комиссии;
  • протоколы собрания педагогического коллектива;
  • копии приказов: о делегировании члена администрации в состав аттестационной комиссии; об утверждении состава аттестационной комиссии на текущий учебный год; о допуске педагогических работников к прохождению аттестации; о графике прохождения аттестации; о проведении обязательной аттестации; об утверждении дополнения к графику прохождения аттестации; о присвоении (подтверждении, снижении, отмене) квалификационной категории;
  • протоколы заседаний аттестационной комиссии;
  • выписки из протокола заседания профсоюзного комитета о согласовании графика аттестации и характеристик;
  • план-график и аналитические материалы изучения педагогической деятельности аттестуемых;
  • характеристики аттестуемых.

                              Сектор инновационных педагогических достижений

  • Информация о фундаментальных практико-ориентированных исследованиях в сфере дошкольного образования
  • Материалы по использованию образовательных технологий.
  • Материалы об обобщении и распространении эффективного педагогического опыта.
  • Документы об экспериментальной   и инновационной деятельности в

    учреждения дошкольного образования (отчеты, обоснования, заявки и др.).

                                           Информационно-технический сектор

  • компьютерное и программное обеспечение образовательного процесса:
  • компьютер с выходом в Интернет,
  • мультимедийная установка
  • интерактивная доска,
  • телевизор,
  • DVD-плеер,
  • диски с аудио-видео записями

                                                    Сектор идеологической работы

государственная символика,

материалы к единому дню информирования,

актуальные сообщения в средствах массовой информации

                                                        Педагогические выставки

тематические, постоянно действующие, эпизодические, передвижные и др.

-Постоянно действующие выставки могут быть следующей тематики:

 «Передовой опыт – школа мастерства»;

 «Новинки литературы» (с аннотациями);

 «В помощь педагогу» и т.д.

 При этом постоянным является название рубрики, а материалы меняются в течение года.

-Эпизодические выставки:  «Аттестация педагогов»; «Объявляется конкурс»; «К новому учебному году»; «Методическая копилка»; «Занимательная психология» «Новинки методической литературы», «В помощь воспитателю», «Изучаем педагогическое наследие», «Изучаем новые нормативные правовые акты», «Знакомимся с творчеством писателя (художника, музыканта и др.)», «Готовимся к смотру-конкурсу» (аттестации, занятиям и др.).

Передвижные выставки могут быть различной тематики, носить актуальный, занимательный характер.

  • Стенд «Готовимся к педсовету» (вывешивается решение предыдущего педсовета, дается информация о ходе его выполнения; указывается дата, повестка, фамилия, имя, отчество выступающих; размещаются списки методической литературы, статей из журналов; методические рекомендации по данному вопросу; объявления о проведении консультации, открытого занятия, семинара в связи с подготовкой к педсовету; материалы из опыта работы педагогов; вопросы к обсуждаемой теме).

                          Тематические каталоги и картотека методического обеспечения

На весь материал составляется библиография и картотека, в том числе и на электронных носителях, с указанием места его расположения (номер папки, шкафа и др.).

Картотека библиотечного фонда регулярно пополняется наименованиями новых поступлений. Для удобства пользования литературой создается алфавитный и тематический каталоги.

Материалы оформляются эстетично, в едином стиле.

Для организации эффективного функционирования информационно-методического кабинета большое значение имеет грамотно составленный график работы ИМК, в котором должно быть чётко обозначено время выдачи литературы, пособий, время проведения индивидуальных консультаций. Это время должно быть выбрано таким образом, чтобы услугами кабинета могли воспользоваться педагоги, работающие в разные смены, родители. При размещении материала в информационно-методическом кабинете важно прислушаться к мнению педагогов, для которых он предназначен. Полезно проанализировать характер обращений педагогов по поводу тех или иных материалов; какие пособия используются часто, а какие не используются совсем и т.д. Провести такой анализ поможет анкета для педагогов:

                                       Анкета для педагогов

Как часто Вы пользуетесь материалами из информационно-методического кабинета?

а) часто;

б) скорее редко;

в) почти не пользуюсь.

2. Удобно ли, на Ваш взгляд, расположена литература (наглядные пособия и т.д.) в кабинете?

а) неудобно, трудно найти сразу необходимое;

б) недостаточно точно обозначены секторы;

в) удобно.

3. Какими разделами, секторами Вы пользуетесь чаще всего?

4. По каким разделам требуется дополнить материал, какой?

5. Что бы Вы изменили в размещении материала?

По результатам такого анализа возможно проведение совместного обсуждения, по итогу которого будет выбран оптимальный для педагогов вариант организации информационно-методического кабинета. Только тогда, когда педагоги смогут свободно ориентироваться в содержании материалов, при необходимости самостоятельно подбирать материал, можно говорить о правильной организации информационно-методического кабинета.

    Эффективная, качественная работа информационно – методического кабинета зависит, прежде всего, от ответственного, компетентного, заинтересованного подхода к этой деятельности заместителя заведующего по основной деятельности.

свернуть

Особенности организации работы с молодыми специалистами

 Особенности  организации работы с молодыми специалистами.

    Успешный  современный  человек это в первую очередь профессионал. Самым сложным является начало трудовой деятельности. На начальном этапе  работы  происходит  профессиональная адаптация  личности. Исследователи отмечают, что у начинающего педагогического работника она проходит   успешнее, если:

-трудовая мотивация , педагогическая направленность были важными факторами при выборе  педагогической профессии и поступлении на работу;

-профессиональная адаптация осуществляется  в неразрывной связи с процессом личностного  и профессионального  развития;

-в учреждении образования  максимально учитываются  личностные  особенности и уровень  профессиональной подготовки начинающего специалиста;

-в коллективе создана доброжелательная атмосфера,  существует активная поддержка личностного и профессионального роста;

-материально-техническое обеспечение  образовательного процесса соответствует  современным  требованиям, помогает реализовать инновационные  подходы.

   Поддержку молодым призваны оказать опытные наставники, помогающие усваивать необходимые ценности и нормы. Они  исполняют  роль  и воспитателя, и учителя, становятся примером для подражания и в профессиональной деятельности, и в социуме, помогают начинающему специалисту стать профессионалом. При приёме на работу начинающего специалиста знакомят с должностной инструкцией, условиями труда, правилами внутреннего трудового распорядка, уставом учреждения образования, его традициями. Направляют работать в группу совместно с опытным воспитателем дошкольного образования, который становится его наставником. Никакие советы, рассказы, объяснения так не помогут как личный пример. С первого дня работы молодых специалистов необходимо ориентировать на  постоянное пополнение своих профессиональных знаний, овладение передовыми методиками и приёмами в работе с детьми, постижение секретов  воспитания.

Работа одновременно ведется по трем направлениям:

-наставник – молодой специалист;

-молодой специалист – ребёнок и его родители;

-молодой специалист – коллега.                                                                                                                Молодых   педагогических работников знакомят с оснащением методического кабинета, помогают делать подборки литературы и  периодических изданий по интересующим вопросам.

  Система методической работы в учреждении образования способствует раскрытию внутренних ресурсов педагогов, помогает выявить проблемы, определить  темы   для   самообразования, ведь работа по самообразованию способствует развитию   профессионального мастерства педагогов и строится с учетом практического применения.

   Разнообразные  формы   работы  с молодыми  специалистами способствуют развитию познавательного интереса к профессии. Хорошо зарекомендовали  себя  семинары-практикумы, в рамках которых рассматриваются  теоретические и практические вопросы, применяются разнообразные приёмы: решение  педагогических  ситуаций, «мозговой штурм». Всё это позволяет уточнить знания по конкретной теме, расширить кругозор, ускорить профессиональное развитие, осознать собственные индивидуальные возможности. Практикумы направлены на повышение  уровня практических  умений работы  с детьми у начинающих педагогов.

   Одной из эффективных форм, пробуждающих  педагогическое творчество, является круглый стол. Умение раскрыться, высказаться – это проявление  коммуникативных способностей. Круглые столы позволяют  создать  атмосферу творческого поиска, повысить уровень  рефлексивной культуры,  систематизировать  знания, стимулировать развитие  творчества  и проявление инициативы. Каждый высказывает свою точку зрения, но в итоге все приходят к  единому мнению. Всё это способствует созданию благоприятной атмосферы, установлению коммуникации между  участниками.

   Конкурс «Очумелые  ручки»  стимулирует  проявление  творческих способностей   молодых специалистов, активизирует деятельность коллектива в целом.

    Умение использовать средства интернет - ресурсов позволяет современному  педагогу расширять   своё информационно - образовательное пространство, создает условия  для профессионального роста и самообразования, позволяет использовать информационные ресурсы общества в своей педагогической деятельности, общаться  с коллегами , участвовать в различных    сетевых мероприятиях.

     «Виртуальный методический кабинет» - это не просто  еще одна инновационная форма методической  работы. Его деятельность создает реальные    возможности   построения открытой   системы    непрерывног образования  педагогов, а оптимальный  доступ к необходимой информации в любое  время     суток делает познавательную деятельность педагогов более эффективной.

Примерный план работы с молодыми специалистами в учреждении образования:

1.Первый год работы

1-ый этап – социальная адаптация;

2-ой этап – профессиональная  адаптация.

2.Второй  год работы

3-ий этап – развитие успешности молодого специалиста в профессиональной деятельности;

4-ый этап – выбор профессионального маршрута в использовании педагогической  технологии  [1, с.13-20].

В  конце учебного года молодой педагог анализирует  выполнение индивидуального плана, своё участие в методической и общественной жизни коллектива. Это проводится для оценки собственных  трудностей и достижений.

Каждому педагогу, независимо от образования, возраста, стажа работы, личностных качеств, необходимо создать ситуацию  успеха в его педагогической деятельности.  Для создания   ситуации успеха в образовательном процессе  необходимо:

-подготовить  педагога   к  правильному  восприятию  нового вида деятельности, настроить на правильное выполнение поставленных задач: «Я уверена, что все у  Вас получится!»;

-подбодрить, если педагог допускает ошибки или у него не получается что-то выполнить;

-повышать интерес к изучению нового, используя творческие задания;

-обеспечить дифференцированный  подход в процессе  методической работы

Литература:

1.Сопровождение молодого  специалиста в условиях учреждения дошкольного образования / сост.:  Н.Г. Болбат,  О.И. Шатило;  ГУО «Минский институт развития образования».- Минск : МОИРО,2019.

2.Романова, Н.   Молодой педагог – наша надежда и будущее / Н.Романова / / Пралеска.-2017.-№ 11.- с. 41-43.

свернуть

Формы повышения квалификации педагогов в межкурсовой период

Формы повышения квалификации педагогов в межкурсовой период.

    В современных условиях меняется суть форм работы в системе непрерывного образования педагогических работников: в отличие  от традиционно-информационной они приобретают обучающий характер, что обеспечивает формирование культуры саморазвития педагогов, создает предпосылки для осознания и определения ими своей позиции.

Повышение квалификации в межкурсовой период   классифицируют:

1.по способу организации:

1.1.коллективные  (выставки, конкурсы, конференции, методические объединения, методические фестивали  и т.д.).

    Конкурсы  педагогического мастерства – форма работы, цель которой активизация творческой активности педагогов, расширение их знаний и умений. В содержании присутствует соревновательный момент.

      Методический  фестиваль -  форма методической работы, цель которой  является показ  и обмен передовым  педагогическим опытом, внедрением  новых педагогических идей и методических находок. Он может использоваться  как на завершающем этапе работы над проблемой, так и на начальном,  предполагает большое количество участников и слушателей. В ходе фестиваля работает круговая  панорама методических находок, проводится аукцион идей, круглый стол, работают пристендовые  консультационные пункты и другие формы работы. Заявления  на занятия, методическую идею для участия в методическом фестивале участники подают заранее.

     Методические объединения – самая массовая  форма повышения квалификации  всех категорий специалистов дошкольного образования в межкурсовой период. Цель – обеспечение качества образования, эффективности образовательного процесса, совместный поиск, отработка и внедрение  лучших образцов педагогической деятельности в процессе взаимного профессионального общения, выработка единых взглядов и  подходов, критериев, норм и требований к оценке результатов  профессиональной педагогической деятельности. Задачи методического объединения – оказание своевременной помощи педагогическим работникам в освоении наиболее рациональных методов и приёмов организации образовательного процесса; распространение и внедрение  новейших достижений  науки и практики; выявление, изучение и распространение эффективного опыта педагогической, инновационной деятельности; стимулирование  профессионального развития педагогических работников; создание условий для их саморазвития.

1.2.групповые (семинары, семинары-практикумы, консультации, мастер-классы, викторины, деловые игры, тренинги).

    Семинары и семинары-практикумы остаются самой эффективной формой методической работы в учреждении дошкольного образования. Позволяют более глубоко и систематично изучить рассматриваемую проблему, подкрепить теоретический материал примерами из практики, показом отдельных приёмов и способов работы.

Главными задачами семинаров-практикумов являются:

-совершенствование профессионального мастерства педагогов в определённом виде деятельности;

- развитие творчества и фантазии педагогов;

- обсуждение различных точек зрения, ведение дискуссий;

- создание проблемных ситуаций, которые позволяют выработать единые позиции в решении проблемы;

- создание реально выполнимых рекомендаций.

Семинары – практикумы направлены на повышение уровня не только теоретической, но в первую очередь практической подготовки педагогов, совершенствование практических навыков, необходимых в работе с детьми. Руководителем семинара может быть заведующий, заместитель заведующего по основной деятельности, специалисты (как работающие в учреждении, так и приглашенные). К проведению отдельных занятий целесообразно привлекать воспитателей, специалистов, медицинских работников. При выборе темы семинаров следует руководствоваться годовыми задачами, интересами воспитателей и их проблемами, выявленных, например, при анкетировании. Некоторые темы подсказывают наблюдения за педагогическим процессом в течение учебного года, анализ разных видов контроля, анализ календарных и перспективных планов.

Можно выделить универсальную структуру проведения данной формы методической работы:

1) подготовительная работа (тематические выставки, просмотры открытых занятий, взаимопосещение и т. д.) – целью является выявление проблемы;

2)организационный момент (психологические упражнения, элементы деловой игры, обсуждение высказываний и т. д. фронтально или в творческих группах) – целью является конкретизация проблемы;

3)теоретическая часть (выступление организатора семинара-практикума, члена творческой группы, мультимедийная презентация, «вопросы-ответы» и т. д.) - целью является теоретическое обоснование обсуждаемого;

4)практическая работа (фронтально, в группах) – цель этого этапа распространение педагогического опыта, приобретение педагогами новых умений;

5)подведение итога мероприятия. Итогом работы могут быть наглядные материалы (буклеты, памятки, дидактические игры и т. д., изготовленные руками воспитателей, рекомендации к их использованию,  которыми могут воспользоваться все педагоги.

Данная форма работы с педагогами может планироваться и реализовываться в одно занятие или в несколько занятий, объединённых общей темой, которые могут проходить в течение учебного года (постоянно действующий семинар-практикум). Например, семинары–практикумы по теме «Фарміраванне граматычнага ладу маўлення ў дзяцей дашкольнага  ўзросту”, “Фарміраванне гукавой культуры маўлення ў дзяцей дашкольнага ўзросту”  [4, с.11-17].

     Консультации - форма методической работы, для которой характерна монологическая форма преподнесения новой для воспитателей информации. Тем не менее, необходимо предусмотреть элементы обратной связи, т.е. обеспечить  активное включение воспитателей в воспроизведение, закрепление материала. Удачно проведение консультаций в виде ролевых игр, когда заместитель заведующего по основной деятельности не рассказывает, как проводить, например, занятие по пересказу художественного произведения, а показывает  его, дав возможность воспитателям представить себя  детьми дошкольного возраста, с последующим анализом действий участников. Следует помнить о том, что со временем потребность в ранее проведенной консультации может возникнуть и у других воспитателей. Поэтому ее содержание  с указанием использованной  литературы  надо изложить в письменном варианте, который   можно  использовать  и в последующей работе.

   Мастер – класс – форма методической работы может организовываться как самостоятельная форма учебы, а также включаться в часть занятия. Мастер класс -   используется для обучения педагогов (показа методов и приёмов работы с детьми, передового  педагогического опыта и т.д.) на базе учреждения образования или  одного педагога, имеющего высокий уровень профессионального мастерства, глубоко знающего предмет демонстрации, в совершенствовании владеющего организацией  образовательного процесса, методикой обучения детей. Например, программа проведения мастер-класса по теме «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста», «Фарміраванне ўстойлівай цікавасці выхаванцаў 4-5 гадоў да беларускай мовы шляхам выкарыстання развіццёвых  гульняў па матывах беларускіх казак”  [ 5, с.31-35].

        Деловые игры  могут выступать как самостоятельная форма  методической работы  и как прием. Это практическое занятие,  моделирующее различные аспекты профессиональной  деятельности и обеспечивающее условия  комплексного использования имеющихся  у слушателей знаний.  Содержание включает тему, задачи, в зависимости от этого задачи и роли. Участники моделируют различные варианты педагогического взаимодействия, предлагают проекты решения задачи. Этапы  реализации деловой игры: введение в игру,  разделение на группы, «погружение» в игру, игровой процесс, подведение итогов игры, «выгружение» из игры [6, с.20-23]. Например, деловая игра по теме «Планирование образовательного процесса в учреждении дошкольного образования», «Занятие как объект анализа» [6, с.24-33].

      Тренинг может быть самостоятельной формой методической работы или использоваться   как методический прем при проведении семинара. Тренинг целесообразно проводить в группах  численностью от 6 до 12 человек. Основные принципы: доверительное и откровенное общение, ответственность  в дискуссиях, при обсуждении результатов тренировки. Широко используются  педагогические  ситуации, раздаточный  материал, технические средства обучения. Цель -  отработка    определенных профессиональных  навыков и умений.

     Викторины. Цель викторины - выяснение положения дел по данному  вопросу, проверка знаний педагогов. Составление опросника по ключевым  моментам проблемы так, чтобы по 4-5 вопросам можно было представить  ситуацию.

     В настоящее  время  актуальным  стало  использование   в образовательном процессе  «педагогических   квестов»    как инновационной формы организации  участников  образовательной деятельности. Например, сценарии данной формы работы по теме  «Волшебная книга знаний [7,с.16-21], «Сем шагов в достижении цели» [8,с.15-18], “Развіццё звязнага маўлення і маўленчых зносін ў дзяцей дашкольнага ўзросту” [4,с.17-21].

1.3.индивидуальные формы (индивидуальные  консультации, беседы, взаимопосещение занятий  и самоанализ  занятий, наставничество, методическая помощь в самообразовании и т.д.)

      Беседы – одна из наиболее часто используемых в работе с педагогами индивидуальных  форм методической работы. Целью беседы является уточнение  позиций и взглядов педагога  на процесс воспитания и образования детей, выявление уровня самооценки, развития педагогической рефлексии, высказывание пожеланий, рекомендаций, направленных на совершенствование наблюдаемых аспектов педагогической деятельности.

                           Рекомендации по проведению  деловых  бесед:

-Внимательно выслушивать собеседника до конца. Беседу начинать с высказываний воспитателя о характере своей деятельности, почему он использовал те или иные приемы, что получилось, а что нет и почему. Иначе говоря, педагог должен провести самоанализ  своей деятельности.

-Не допускать, чтобы  мнение наше складывалось до того, как будут тщательно взвешены все факты.

-Избегать недоразумений и неверных толкований. Изложение должно быть ясным, систематизированным, сжатым, понятным и простым. Это относится как к педагогу, так и к руководителю.

-Уважать собеседника. Техника ведения беды – это  искусство общения с людьми. Быть вежливым, дипломатичным и тактичным.

-Любым возможным способом постараться облегчить собеседнику восприятие ваших  рекомендаций и предложений. Постараться не допускать впечатления, что собеседник под нашим давлением сдался. Успех будет тогда, когда собеседник примет наши предложения потому, что мы постепенно убедили его  в своей правоте. Поэтому не надо спешить – дать своему собеседнику достаточно  времени и фактов, чтобы он постепенно сам убедился в правильности наших идей.

     В зависимости от уровня познавательной активности  в учебном  процессе различают        пассивное и активное обучение.

   Пассивные   формы направлены  в большей степени на репродуктивную мыслительную деятельность и способствуют  стимулированию  зоны   актуального развития педагога. При пассивном обучении    слушатель   выступает в роли  объекта учебной деятельности: он должен усвоить и воспроизвести  материал, который передается ему преподавателем  или другим источником знаний.    Обычно это происходит  при использовании лекции-монолога, чтении литературы.

  Активные формы предполагают поиск педагогом новых путей и принятие соответствующих решений, стимулируя  при этом зону ближайшего развития. При активных методах обучения «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания). При активном обучении слушатель в большей степени  становится субъектом        учебной деятельности, вступает в диалог с преподавателем, активно участвует в образовательном процессе, выполняя творческие  проблемные  задания. Осуществляется взаимодействие друг с другом.

    Одним из современных направлений «активного обучения» является  интерактивное обучение. Интерактивные формы («іnter» - взаимный, «аct»-действовать) в отличие от активных форм, ориентированы на более широкое взаимодействие между обучающим и обучаемыми, обучаемых друг с другом. 

                       Особенности взаимодействия состоят в следующем:

-пребывание субъектов образования в одном смысловом пространстве;

-совместное «погружение» в проблемное поле решаемой задачи, т.е. включение в единое  творческое пространство;

-согласованность в выборе средств и методов реализации решения задачи;

-совместное вхождение  в близкое эмоциональное состояние, переживание созвучных чувств, сопутствующих принятию и осуществлению решения задач.

   В научно-методических источниках авторами  предложены классифицировать интерактивные методы по их ведущей функции в педагогическом взаимодействии,  и выделяют следующие группы:

 -методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации, например, «Круг знакомств», «Имя и жест»,  «Квадрат», «Интервью» [ 3,с.11-13];

-методы организации обмена деятельностями, например, «Аквариум», «Перекрестные группы», «Мастерская будущего» [9, с.7];

-методы организации   мыследеятельности, например, «Четыре угла», «Цветные фигуры», «Логическая цепочка», «Выбор» [ 9,с.8];

-методы организации смыслотворчества, например, «Алфавит»  [3с.16],  «Ассоциация», «Заверши фразу»,  «Рекомендации» [ 9,с.8];

-методы организации рефлексивной деятельности, например, «Острова», «Конверты» [ 9,с.8], «Рефлексивная  мишень» [3, с.43];

-интерактивные игры.

     Применение  интерактивных  методов  работы  на   мероприятиях  способствует  совместной  деятельности  участников  мероприятия, расширяет  их  кругозор, формирует умения и навыки профессиональной  деятельности, содействует систематизации знаний, развивает умения формулировать вопросы и искать на них ответы, даёт возможность педагогическому  работнику стать активным участником образовательного процесса, приобрести   опыт и проверить имеющиеся знания, развить объективную  самооценку, вызывает потребность в самообразовании.

 

Литература:

1.Василенко,Н.О. Формы организации методической  работы  в  учреждении дошкольного образования: Методические рекомендации / Н.О.Василенко, Л.Н.Котенёва .- Мозырь: Белый Ветер,2011.- 91.

2.В помощь организаторам педагогического процесса/ Авт.-сост. Е.Н.Радлинская.- Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004.- 45с.

3.Методы  интерактивного обучения: практическое  руководство / А.В. Маковчик  и др.;.рец. И.В.Шеститко – Светлая Роща: ИППК МЧС Респ. Беларусь,2012.-48 с.

4.Шаціла,В.  Навучаем   іншых – вучымся самі / В.Шаціла // Пралеска.- 2020.- №2.- с.11-17.

5.Татур, М.  Программа проведения мастер – класса / М.Татур// Пралеска.- 2019.- № 4.- с.31-35.

6.Васильно,Н., Котенёва Л. Деловая игра как форма методической работы в учреждении дошкольного образования / Н.Васильно , Л. Котенёва // Пралеска.-2020.- №1, с.20 – 33.

7.Драчёва, С.  Волшебная книга знаний / С. Драчёва // Пралеска.- 2020.- №3,с.17-20.

8.Янковская, Л. Локальная дистанционная среда как средство повышения профессиональной компетенции/ Л.Янковская //Пралеска.-2019.-№9,с.15-18.

9.Грибанова, Ж.   Использование методов интерактивного обучения в дополнительном образовании взрослых / Ж. Грибанова // Пралеска.-2019.-№6, с.6-10.

10. Василенко, Н.  Методическое объединение как педагогическое сообщест-во: организационно-методический аспект / Н.Василенко // Пралеска.- 2017.- №11,с.3-9.

свернуть
поделиться в: