Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь о деятельности учреждений образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования в 2024/2025 учебном году

Организация образовательного процесса

4.1. Порядок подготовки УДО к организации образовательного процесса регулируется приказом Министра образования от 20 апреля 2021 г. № 288 «Об отдельных вопросах организации образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования». Состояние готовности УДО к организации образовательного процесса определяется в соответствии с требованиями к мерам безопасности при организации образовательного и воспитательного процесса, требованиями по обеспечению пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологическими требованиями, иными требованиями, установленными законодательством об образовании.

4.2. Общие требования к организации образовательного процесса в УДО определены Кодексом, образовательным стандартом дошкольного образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 4 августа 2022 года № 228) (https://edu.gov.by/urovni-obrazovaniya/doshkolnoe-obrazovanie/doshkolnoe-obrazovanie/normativnye-pravovye-akty/; https://www.adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2024/2025 учебный год / Дошкольное образование), учебной программой дошкольного образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 4 августа 2022 г. № 229) (https://edu.gov.by/urovni-obrazovaniya/doshkolnoe-obrazovanie/doshkolnoe-obrazovanie/informatsiya/nauchno-metodicheskoe-obespechenie; https://www.adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2024/2025 учебный год / Дошкольное образование), типовым учебным планом дошкольного образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 15 августа 2019 г. № 139 (в редакции постановления Министерства образования Республики Беларусь от 12 мая 2023 г. № 152)) (https://edu.gov.by/urovni-obrazovaniya/doshkolnoe-obrazovanie/doshkolnoe-obrazovanie/informatsiya/nauchno-metodicheskoe-obespechenie; https://www.adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2024/2025 учебный год / Дошкольное образование).

В целях реализации содержания образовательных областей учебной программы дошкольного образования в образовательном процессе (в специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников) необходимо использовать различные методы обучения и воспитания (информационно-рецептивные, репродуктивные, проблемного изложения, эвристические, исследовательские и др.).

Напоминаем, что в образовательном процессе УДО для развития способностей детей в различных видах деятельности и создания оптимальных условий для стимулирования и поддержки их эмоционального, нравственного и интеллектуального развития, проявления самостоятельности и инициативности, индивидуализации образовательного процесса должны применяться формы, методы, средства обучения и воспитания, современные образовательные и информационные технологии, соответствующие возрастным и индивидуальным возможностям обучающихся, специфике освоения содержания каждой конкретной образовательной области учебной программы дошкольного образования.

При этом образовательный процесс следует организовывать таким образом, чтобы сохранить самобытность и специфику дошкольного детства. Основой обучения и воспитания является разнообразная деятельность детей, соответствующая их возрастным и индивидуальным возможностям.

В начале и конце недели должны предусматриваться занятия, облегченные по содержанию и умственной нагрузке.

Домашние задания во всех возрастных группах задаваться не должны.

Запрещается проводить занятия в приемных­раздевальных, спальнях, оборудованных стационарными кроватями.

Во время каникул с воспитанниками проводятся мероприятия физкультурно-оздоровительной и художественно-эстетической направленности. Рекомендуем организовывать и проводить каникулы в УДО с учетом периодов каникул для обучающихся в учреждениях общего среднего образования. Информация о сроках каникул ежегодно актуализируется и размещается на интернет-портале Министерства образования (https://edu.gov.by/urovni-obrazovaniya/srenee-obr/srenee-obr/informatsiya/2024-2025-uchebnyy-god).

Особенности организации образовательного процесса в летний период отражены в инструктивно-методическом письме «Об организации деятельности учреждений образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для детей с интеллектуальной недостаточностью, в летний период» (https://edu.gov.by/urovni-obrazovaniya/doshkolnoe-obrazovanie/doshkolnoe-obrazovanie/informatsiya/nauchno-metodicheskoe-obespechenie/).

Обращаем внимание, что в разделе национального образовательного портала «Спрашивали – отвечаем» (https://www.adu.by/ Главная / Спрашивали – отвечаем) можно задать вопрос и оперативно получить ответ специалиста по вопросам организации образовательного процесса, содержания учебных изданий для педагогических работников и воспитанников учреждений дошкольного образования и др.

В научно-методическом журнале «Пралеска» на постоянной основе ведется рубрика «Вы прасілі адказаць», в которой даются разъяснения по применению норм законодательства, публикуются ответы по актуальным вопросам в сфере дошкольного образования, в том числе в части организации образовательного процесса, и др. В журнал можно направлять вопросы, ответы на которые будут опубликованы в данной рубрике.

 

Учебные издания

Министром образования 18 апреля 2024 г. утвержден «Пералік вучэбных выданняў для выкарыстання ва ўстановах адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйную праграму дашкольнай адукацыі, адукацыйныя праграмы спецыяльнай адукацыі на ўзроўні дашкольнай адукацыі, у якасці вучэбных дапаможнікаў для выхаванцаў старшых груп (ад 5 да 7 гадоў) у 2024/2025 навучальным годзе». Документ опубликован в бюллетене «Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь» (№ 9, 2024), размещен на национальном образовательном портале (https://adu.by / Главная / Образовательный процесс. 2024/2025 учебный год / Дошкольное образование).

Примерный перечень учебных изданий для использования в 2024/2025 учебном году в УДО обновлен и размещен на интернет­портале Министерства образования (https://edu.gov.by/urovni-obrazovaniya/doshkolnoe-obrazovanie/doshkolnoe-obrazovanie/informatsiya/nauchno-metodicheskoe-obespechenie), национальном образовательном портале (https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2024/2025 учебный год / Дошкольное образование).

Напоминаем, что в учебных пособиях УМК «Мои первые уроки» представлено содержание как для воспитанников старших групп от 5 до 6 лет, так и для воспитанников старших групп от 6 до 7 лет. В связи с этим выдача второго комплекта учебных пособий воспитанникам старшей группы от 6 до 7 лет на втором году обучения не предусмотрена – используются ранее приобретенные учебные пособия.

Обращаем особое внимание, что в соответствии с Кодексом в образовательном процессе могут использоваться только учебные издания, официально утвержденные либо допущенные в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь либо рекомендованные государственным учреждением образования «Академия образования» (далее – учебные издания).

Использовать в образовательном процессе учебные издания, не имеющие соответствующего грифа (в том числе и рабочие тетради, учебные наглядные пособия и др.), категорически запрещено.

С целью популяризации и повышения престижа рабочих профессий в рамках ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста издательством «Адукацыя i выхаванне» подготовлена серия изданий «Славим Родину трудом» (авторы – С.А. Штабинская, Н.О. Поддубская). Издания серии («Кто нам строит новый дом?», «Кто нам шьет одежду?», «Кто нас учит?», «Кто выращивает цветы?», «Кто еду готовит нам?», «Кто чинит автомобили?») могут быть использованы педагогическими работниками в образовательном процессе учреждений образования в специально организованной (игра, занятие) и нерегламентированной деятельности воспитанников, а также родителями (законными представителями) воспитанников в условиях семейного воспитания.

В соответствии со статьей 39 Кодекса пользование учебными пособиями обучающимися в УДО может быть платным и бесплатным. Лица, осваивающие содержание образовательной программы дошкольного образования, на время получения образования обеспечиваются учебными пособиями УДО за плату.

Кодексом предусмотрены дифференцированные льготы для отдельных категорий граждан при оплате за пользование учебными пособиями (снижение на 50 процентов или освобождение от оплаты) в учреждениях образования.

Руководителям УДО необходимо обратить особое внимание на своевременность предоставления (до 15 августа) законными представителями воспитанников, имеющими право на бесплатное пользование учебными пособиями либо снижение платы за пользование ими, соответствующих документов.

При отчислении из УДО воспитанников, осваивающих содержание образовательной программы дошкольного образования, по инициативе законного представителя несовершеннолетнего обучающегося, желающего получить дошкольное образование в другом УДО, учебные пособия передаются его законному представителю.

Обращаем внимание, что республиканским унитарным предприятием «Издательство «Адукацыя і выхаванне» организован выпуск серии научно-методических журналов «У дапамогу педагогу» (https://www.aiv.by/ru/nashi-zhurnaly.html). В журналах публикуются материалы эффективного педагогического опыта, в том числе по использованию современных технологий, организации исследовательской и проектной деятельности, а также разъясняются аспекты нормативных правовых актов и др.

В перечне журналов данной серии – научно-методический журнал «Пралеска», оказывающий теоретическую и методическую помощь педагогическим работникам УДО. На его страницах публикуются новые нормативные правовые акты и инструктивно-методические материалы, материалы мероприятий по вопросам дошкольного образования, эффективного опыта управленческой деятельности, современные формы методической работы, технологии и методики обучения, развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста, конспекты занятий (игр), сценарии праздников и развлечений, иных мероприятий с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, электронных средств обучения. Журнал выходит также в электронном формате.

 

Нормативно-правовые и научно-методические аспеты

  1. Нормативные правовые и научно-методические аспекты образовательной программы дошкольного образования

Целью дошкольного образования является разностороннее развитие личности воспитанника раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, компетенций, необходимых для приобретения социального опыта, подготовки к продолжению образования.

Для достижения цели дошкольного образования:

реализуется Программа развития и совершенствования дошкольного образования на 2024–2025 годы (утверждена протоколом заседания коллегии Министерства образования Республики Беларусь 20 марта 2024 г. № 5.1) (далее – Программа), которая содержит мероприятия, направленные на организационно-содержательное обеспечение образовательного процесса, ресурсное обеспечение (кадры, материально-техническая база), информационное сопровождение реализации этих мероприятий;

осуществляется разработка:

отраслевой научно-технической программы «Функциональная грамотность», в рамках которой идет подготовка в том числе нового образовательного стандарта дошкольного образования, учебной программы дошкольного образования;

критериев эффективности деятельности УДО;

ведется доработка и подготовка к переизданию учебно-методических комплексов (далее — УМК) «Мои первые уроки» по результатам проведенной в 2021/2022 и 2022/2023 учебных годах опытной проверки.

 

свернуть

Качество образования

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Для дальнейшего повышения качества жизни белорусского народа, обеспечения конкурентоспособности национальной экономики на мировой арене, стимулирования инициативы, формирования в обществе ответственности за результаты своего труда и чувства сопричастности к будущему страны 2024 год проходит под знаком Года качества (Указ Президента Республики Беларусь от 27 ноября 2023 г. № 375).

К основным задачам социально-экономического развития страны в среднесрочной перспективе и на период до 2030 года отнесено повышение качества образования. С целью повышения качества системы дошкольного образования необходимо в полном объеме и в установленные сроки обеспечить реализацию:

Плана мероприятий по проведению в 2024 году Года качества (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 января 2024 г. № 41);

Программы развития национальной системы обеспечения качества образования до 2025 года и на перспективу до 2030 года (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 31 октября 2023 г. № 329);

Комплекса мероприятий по реализации республиканского плана мероприятий по проведению в 2024 году Года качества, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 января 2024 г. № 41 (приказ Министра образования Республики Беларусь от 5 февраля 2024 г. № 42) (указанные документы размещены на национальном образовательном портале https://adu.by/ru/homeru/news/aktualnaya-informatsiya/2024-god-kachestva.html);

Программы развития и совершенствования дошкольного образования на 2024–2025 годы (утверждена протоколом заседания коллегии Министерства образования Республики Беларусь 20 марта 2024 г. № 5.1).

В Кодексе Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс) качество образования применительно к дошкольному образованию определяется как соответствие образования требованиям соответствующего образовательного стандарта дошкольного образования, учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования, иным требованиям, предусмотренным Кодексом, иными актами законодательства.

Качество образования определяется совокупностью критериев и показателей, характеризующих различные аспекты образовательной деятельности учреждения дошкольного образования (далее – УДО): профессиональную компетентность педагогических кадров, полноценное кадровое обеспечение, организацию образовательного процесса, организацию самоконтроля за обеспечением качества образования, организацию управленческой деятельности, участие в экспериментальной, инновационной деятельности, обеспеченность материально-технической базы УДО, качество здоровьесберегающей системы УДО, иные аспекты.

Основной показатель качества на уровне дошкольного образования – это развитие инициативной, стремящейся к познанию и умеющей действовать в реальных жизненных ситуациях личности воспитанника, знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины; проявляющего готовность самостоятельно решать задачи, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности, общением и взаимодействием со взрослыми и сверстниками, с познанием окружающего мира, а также с освоением содержания образования; формирование основ его гражданской и культурной идентичности, бережного отношения к окружающей среде и природным ресурсам; приобщение к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям белорусского народа.

 

  1. Современные тенденции развития качества дошкольного образования

Основные тенденции развития системы дошкольного образования Республики Беларусь:

ориентация на личность воспитанника в целях наиболее полного раскрытия его способностей, возможностей и удовлетворения образовательных потребностей;

компетентностный подход в образовании (помощь воспитанникам в приобретении компетенций, необходимых для получения социального опыта, подготовки к продолжению образования);

объединение обучения и воспитания на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, исторических, национально-культурных традиций и принятых в обществе правил и норм поведения;

реализация принципа инклюзии в образовании.

 

 

свернуть

Создание развивающей предметно-пространственной среды

  1. Создание развивающей предметно-пространственной среды

Развивающая предметно-пространственная среда в УДО организуется с учетом требований образовательного стандарта дошкольного образования, учебной программы дошкольного образования, перечней и норм обеспечения спортивным инвентарем и оборудованием (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 14 июля 2014 г. № 105), возрастных и индивидуальных особенностей детей, материальных и архитектурно-пространственных особенностей помещений и территории УДО, иных нормативных правовых и технических нормативных правовых актов.

Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 9 апреля 2024 г. № 41 разработан и утвержден перечень мебели, инвентаря, средств обучения, необходимых для организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования (далее – перечень). Обновление и развитие материально-технической базы учреждений образования, реализующих программу дошкольного образования, при организации образовательного процесса в соответствии с содержанием перечня позволит:

наполнить развивающую предметно-пространственную среду необходимым современным оборудованием, средствами обучения, мебелью;

создать условия для организации качественного и безопасного образовательного процесса в целях разностороннего развития личности ребенка, в том числе с особенностями психофизического развития в соответствии с их состоянием здоровья и познавательными возможностями;

учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.

Обращаем внимание, что оснащение современным надворным оборудованием УДО является одним из мероприятий Комплекса мероприятий по реализации республиканского плана мероприятий по проведению в 2024 году Года качества, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 января 2024 г. № 41 (приказ Министра образования Республики Беларусь от 5 февраля 2024 № 42).

В образовательном процессе не должны использоваться игры (игрушки), которые:

носят явный асоциальный характер (зомби, монстры и пр.);

унижают человеческое достоинство или оскорбляют религиозные чувства;

провоцируют ребенка на агрессивные и безнравственные действия, насилие, проявление жестокости, потенциально опасные поступки, вызывают интерес к вопросам, выходящим за рамки его возрастной компетенции, формируют пренебрежительное и негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам детей и взрослых;

содержат грубый натурализм, в том числе сексуального контекста, выходящий за рамки возрастной компетенции ребенка;

вызывают нездоровый интерес к азартным играм взрослых, который впоследствии может развиться в игроманию;

могут привести к появлению у детей сильного страха, паники и (или) сопутствующих им негативных психических состояний (подавленности, тревожности, депрессии);

формируют искаженные социальные ориентации и установки и др.

Учредители и руководители УДО должны обеспечивать на постоянной основе обновление и развитие его материально-технической базы. С этой целью в 2024/2025 учебном году необходимо продолжить:

реализацию в полном объеме территориальных планов мероприятий по модернизации УДО на 2021–2025 годы для наполнения развивающей предметно-пространственной среды необходимым современным оборудованием (надворным и иным), средствами обучения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, состояния их здоровья и познавательных возможностей;

проведение мероприятий по созданию доступной среды жизнедеятельности в УДО с учетом комплексного подхода. При создании доступной среды следует руководствоваться Правилами обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной, транспортной и производственной инфраструктуры, транспортных средств и оказываемых услуг, оценки уровня их доступности, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 ноября 2022 г. № 796; специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями к содержанию и эксплуатации учреждений образования (далее – ССЭТ), утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 августа 2019 г. № 525 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 12 июля 2024 г. № 502) (приложение 3); строительными нормами СН 3.02.12-2020 «Среда обитания для физически ослабленных лиц», утвержденными постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 13 ноября 2020 г. № 6.

 

 

свернуть

Создание безопасных условий организации образовательного процесса

  1. Создание безопасных условий при организации образовательного процесса

Подпунктом 4.5 пункта 4 статьи 19 Кодекса определено, что создание безопасных условий при организации образовательного процесса является обязанностью УДО.

Право обучающихся на охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса регламентировано подпунктом 1.8 пункта 1 статьи 30 Кодекса.

В этих целях постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 3 августа 2022 г. № 227 утверждены Правила безопасности организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования (далее – Правила); Правила расследования и учета несчастных случаев, произошедших с обучающимися при освоении содержания образовательных программ, с воспитанниками при реализации программ воспитания (размещены на интернет-портале Министерства образования: https://edu.gov.by/urovni-obrazovaniya/doshkolnoe-obrazovanie/doshkolnoe-obrazovanie/normativnye-pravovye-akty; национальном образовательном портале: https://adu.by / Главная / Нормативные правовые документы).

За создание здоровых и безопасных условий при организации образовательного процесса в УДО руководитель учреждения образования, педагогические работники несут персональную ответственность в соответствии с положениями Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании» (выпуск 28), утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29 июля 2020 г. № 69 (далее – ЕКСДС). Данная норма должна быть в обязательном порядке закреплена в должностных инструкциях педагогических работников.

Обращаем внимание, что согласно Правилам в УДО в обязательном порядке разрабатывается и утверждается руководителем Инструкция о пропускном режиме, включающая:

режим рабочего времени для работников УДО, определяемый правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работ (сменности);

порядок допуска в здание УДО педагогических и иных работников, обучающихся и их законных представителей, представителей обслуживающих организаций, иных лиц;

перечень предметов и веществ, запрещенных к хранению и использованию обучающимся в период пребывания в УДО, и порядок доведения его до сведения законных представителей обучающегося;

порядок движения транспорта на территории УДО;

определение и оборудование специальных мест для складирования материальных ценностей, а также хранения личных вещей работников, обучающихся;

ограждение, освещение и обозначение мест, опасных для здоровья и жизни людей.

Обращаем внимание на соблюдение порядка первоочередных действий педагогических работников при травмировании обучающихся, определенного пунктом 6 Правил расследования и учета несчастных случаев, произошедших с обучающимися при освоении содержания образовательных программ, с воспитанниками при реализации программ воспитания:

предотвращение воздействия травмирующих факторов на обучающегося (воспитанника), получившего травму;

оказание пострадавшему первой помощи;

вызов на место происшествия медицинских работников;

доставка пострадавшего в организацию здравоохранения (при необходимости).

Информация о несчастном случае немедленно доводится до руководителя УДО и законных представителей обучающегося.

В обязательном порядке необходимо предоставлять в Министерство образования информацию за подписью руководителя (заместителя руководителя) в срок не позднее одного часа после произошедшей чрезвычайной ситуации или размещения в средствах массовой информации, чатах в мессенджерах и социальных сетях и других источниках материалов об экстренных и чрезвычайных ситуациях, произошедших несчастных случаях, правонарушениях.

Напоминаем о необходимости систематически на заседаниях педагогических советов УДО, коллегий структурных подразделений городских, районных, областных (Минского городского) исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющих государственно­властные полномочия в сфере образования (далее – органов управления образованием), анализировать и устранять причины получения травм воспитанниками в УДО; на постоянной основе, не реже одного раза в полугодие, рассматривать вопросы состояния травматизма воспитанников и обеспечения безопасности их жизнедеятельности, профилактики насилия в отношении заведомо несовершеннолетних, противоправного поведения работников системы дошкольного образования в УДО; планировать и проводить мероприятия с учетом разработанных региональных межведомственных комплексов первоочередных мер по профилактике и предупреждению травматизма обучающихся в учреждениях образования.

В этих целях структурным подразделениям областных (Минского городского) исполнительных комитетов, городских районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, педагогическим работникам УДО необходимо:

обеспечить особый контроль за соблюдением требований нормативных правовых актов, положений инструктивно-методических писем, решений коллегий Министерства образования в части обеспечения безопасных условий пребывания обучающихся, исключения возможности создания предпосылок для возникновения чрезвычайных ситуаций;

проводить на постоянной основе совместно с региональными управлениями Министерства внутренних дел, Министерства здравоохранения семинары (иные практико-ориентированные мероприятия) для педагогических работников УДО по вопросам профилактики насилия в отношении заведомо несовершеннолетних, противоправного поведения работников системы дошкольного образования;

организовывать проведение собеседований начальников управлений (отделов) образования (по образованию) рай(гор)исполкомов с руководителями УДО по вопросам практического обеспечения профилактики противоправного поведения работников, а также реализации мер защиты детей от насилия;

ограничить доступ посторонних лиц на территорию и в помещения УДО, исключить нахождение работников, не участвующих непосредственно в организации образовательного процесса, в групповых помещениях, музыкальных и спортивных залах, бассейнах, возможность их доступа к воспитанникам УДО;

включать в соответствующие программы повышения квалификации руководителей УДО, иных категорий слушателей вопросы практического обеспечения профилактики противоправного поведения работников, а также реализации мер защиты детей от насилия. Проводить такие мероприятия не реже одного раза в полугодие;

принимать безотлагательно соответствующие меры реагирования при необеспечении безопасных условий пребывания воспитанников в УДО в целях исключения случаев халатного отношения педагогических и иных работников к своим должностным обязанностям;

продолжать проведение мероприятий по укреплению материально­технической базы УДО, в том числе оборудованию системами безопасности; созданию на базе учреждений образования автоплощадок с дорожной разметкой, автогородков и др.;

включать вопросы формирования здорового образа жизни, профилактики уличного и бытового травматизма, безопасного поведения детей на дороге, воде и вблизи водоемов, предупреждения пожаров, дорожно­транспортных происшествий с участием несовершеннолетних в тематические мероприятия информационно­разъяснительной и воспитательно­профилактической направленности с воспитанниками и их родителями (законными представителями), педагогическими работниками. Целесообразным будет участие в подобных мероприятиях представителей системы здравоохранения, органов государственного пожарного надзора, управлений (отделов) внутренних дел городских, районных исполнительных комитетов (местных администраций районов в городах), иных заинтересованных;

размещать в родительских чатах в мессенджерах и социальных сетях тематические обзоры о проводимых мероприятиях по вопросам формирования здорового образа жизни, охраны жизни и здоровья детей, обеспечения их безопасной жизнедеятельности, профилактике детского травматизма, об ответственности законных представителей воспитанников за оставление детей без присмотра;

осуществлять выпуск тематических брошюр, памяток, буклетов для воспитанников и их законных представителей по указанным направлениям в рамках межведомственного взаимодействия;

освещать эффективный опыт педагогических работников, родителей (законных представителей) воспитанников по указанным направлениям в средствах массовой информации.

В целях воспитания у детей дошкольного возраста культуры безопасности жизнедеятельности в 2024/2025 учебном году запланировано проведение фестиваля «Безопасное детство» среди УДО (пункт 25 Плана мероприятий по правовому воспитанию и просвещению граждан в 2024–2029 гг., утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 января 2024 г. № 24). Порядок, сроки организации и проведения этапов данного мероприятия определены Инструкцией о порядке проведения фестиваля «Безопасное детство», утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь и Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 5 сентября 2017 г. № 119/39 (в редакции постановления Министерства образования Республики Беларусь, Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 3 мая 2018 г. № 32/31).

Акцентируем внимание, что для обеспечения качественного проведения фестиваля на всех его этапах (районном (городском), областном (Минском городском), республиканском) необходимо организовать соответствующую работу, в том числе информационно-разъяснительную, со всеми заинтересованными: педагогическими работниками и родителями (законными представителями) воспитанников УДО, отделами (управлениями) по чрезвычайным ситуациям и др. Информация о фестивале «Безопасное детство» и соответствующие материалы размещаются на интернет-портале Министерства образования (https://edu.gov.by/urovni-obrazovaniya/doshkolnoe-obrazovanie/doshkolnoe-obrazovanie/informatsiya/meropriyatiya-2024; национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2024/2025 учебный год / Дошкольное образование / Мероприятия).

Полагаем целесообразным организовать освещение соответствующих этапов фестиваля на сайтах УДО, управлений (отделов) образования (по образованию) облисполкомов, комитета по образованию Мингорисполкома. При отсутствии у УДО сайта обеспечение доступа к соответствующим материалам осуществляется посредством их размещения на информационных стендах или иными способами.

В соответствии с абзацем третьим пункта 2 приложения к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2013 г. № 1164 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28 июля 2021 г. № 430) УДО относится к числу объектов, подлежащих обязательному оборудованию средствами системы видеонаблюдения за состоянием общественной безопасности. Основной задачей системы видеонаблюдения является контроль за состоянием общественной безопасности в интересах обеспечения общественного порядка, профилактики, выявления (раскрытия) и пресечения правонарушений, расследования преступлений, а также предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (пункт 3 Указа Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2013 г. № 527 «О вопросах создания и применения системы видеонаблюдения в интересах обеспечения общественного порядка» (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2022 г.)).

 

свернуть

Обеспечение психологической безопасности воспитанников

5.1. Обеспечение психологической безопасности воспитанников в УДО. Обращаем особое внимание, что педагогические работники в своей деятельности должны руководствоваться правилами педагогических работников, утвержденными приказом Министра образования Республики Беларусь от 10 июня 2022 г. № 401 (https://edu.gov.by/urovni-obrazovaniya/doshkolnoe-obrazovanie/doshkolnoe-obrazovanie/informatsiya/aktualno/).

Обязательными для соблюдения педагогическими работниками являются правовые, нравственные и этические нормы, уважение чести и достоинства обучающихся и других участников образовательного процесса.

Одной из функций УДО в соответствии с Положением об учреждении дошкольного образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 4 августа 2022 г. № 230), Положением о специальном детском саде (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 30 июня 2023 г. № 183) является обеспечение социально-педагогической поддержки воспитанников и оказание им психологической помощи.

Социально-педагогическая поддержка обучающихся и оказание им психологической помощи в учреждениях образования должны осуществляться в соответствии с Инструкцией о порядке социально-педагогической поддержки обучающихся и оказания им психологической помощи (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20 сентября 2022 г. № 328). Оказание психологической помощи обучающимся осуществляется в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 153-З «Об оказании психологической помощи».

В учреждении образования необходимо создать условия, обеспечивающие психологическую безопасность, которая характеризуется отсутствием негативных условий для психического развития и исключает внутренние и внешние угрозы психическому здоровью ребенка как в учреждении дошкольного образования, так и вне его.

Воспитатели дошкольного образования и иные педагогические работники должны обращать внимание на необоснованные изменения в эмоциональных и поведенческих реакциях ребенка (переменчивый фон настроения, заниженная самооценка, повышенная тревожность, агрессивность, неадекватные сюжеты ролевых игр и др.). В случае подозрения на наличие факторов, негативно влияющих на психическое благополучие воспитанников, педагогические работники обязаны незамедлительно сообщить руководству учреждения образования.

Педагогические работники должны использовать в образовательном процессе психологические знания, направленные на разрешение конфликтных ситуаций, создание благоприятного психологического климата в детских коллективах.

Педагогам­психологам учреждений образования необходимо осуществлять свою деятельность в тесном контакте с воспитателями дошкольного образования и иными педагогическими работниками, систематически включаться в работу групп учреждения образования для реализации комплекса мероприятий, направленных на психологическое просвещение субъектов образовательных отношений.

Деятельность педагогов-психологов также должна быть направлена:

на своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении и развитии личности обучающихся и межличностных отношений;

предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций в коллективе несовершеннолетних;

взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся по вопросам формирования навыков межличностного общения у детей дошкольного возраста, сохранения их жизни и здоровья.

С целью раннего выявления ситуаций, негативно влияющих на психическое здоровье несовершеннолетних, педагогу-психологу следует при необходимости принимать участие в первичном знакомстве ребенка и его родителей (законных представителей) с учреждением образования для более полного изучения ребенка и условий семейного воспитания. Целесообразно предусмотреть присутствие педагогов-психологов на собеседовании руководителей учреждения образования с претендентами на вакантные должности педагогических работников.

В учреждениях образования необходимо систематически проводить со всеми субъектами образовательных отношений информационно-просветительские мероприятия по вопросам создания атмосферы нетерпимости ко всем проявлениям жестокости и насилия по отношению к детям, профилактические мероприятия, направленные на своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении и развитии личности несовершеннолетнего и межличностных отношениях (приказ Министра образования Республики Беларусь от 15 февраля 2018 г. № 119а «О мерах, направленных на профилактику совершения преступлений в учреждениях образования в отношении обучающихся»). Обращаем внимание на необходимость неукоснительного следования Алгоритму информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних, основной целью которого является своевременная помощь в реабилитации несовершеннолетних, подвергшихся насилию.

Обращаем внимание, что в целях оказания психолого-педагогической и методической поддержки Центром современных методик дошкольного образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» осуществляется реализация программ психолого-педагогической и методической поддержки, а также консультационной помощи педагогическим работникам, родителям (законным представителям) детей раннего и дошкольного возраста, в том числе с особенностями психофизического развития (https://preschool-centr.bspu.by/moodle).

 

 

свернуть

Воспитательная работа в УДО

Воспитательная работа в УДО

В соответствии с Кодексом воспитание обучающихся основывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, отражает интересы личности, общества и государства, что и определяет приоритеты его осуществления. Основные направления воспитательной работы определены в Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 82); Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021–2025 годы (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 31 декабря 2020 г. № 312); Программе патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022–2025 годы (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2021 г. № 773) и иных нормативных правовых актах.

Воспитательная работа должна осуществляться в соответствии с основными составляющими воспитания согласно образовательному стандарту дошкольного образования, в процессе реализации содержания учебной программы дошкольного образования в каждой возрастной группе воспитанников как в специально организованной, так и в нерегламентированной деятельности. Воспитательную работу в рамках своих должностных обязанностей осуществляют все педагогические работники учреждений образования.

При планировании работы целесообразно обеспечить интеграцию задач разных составляющих воспитания, преемственность в работе всех специалистов в данном направлении. Мероприятия воспитательной работы должны предусматривать возможность равного доступа для всех воспитанников с учетом разнообразия особых индивидуальных образовательных потребностей и индивидуальных возможностей каждого ребенка на основе обеспечения принципа инклюзии в образовании.

 

 

свернуть

План реализации образовательного процесса

План реализации образовательного процесса в группах раннего и дошкольного возраста

План реализации образовательного процесса в группах раннего и дошкольного возраста может включать следующие структурные компоненты.

  1. Задачи деятельности учреждения образования на учебный год (планируются на учебный год).
  2. Научно­методическое обеспечение: перечень учебных изданий (планируется на учебный год, возможна актуализация с учетом выпуска новых учебных изданий).
  3. Взаимодействие с семьями воспитанников: формы и содержание работы по повышению психолого­педагогической компетентности законных представителей воспитанников (планируются на месяц).

Министерство образования обращает внимание на необходимость усиления в УДО информационно-разъяснительной работы с законными представителями обучающихся по различным вопросам в сфере образования начиная с воспитателя дошкольного образования возрастной группы, которую посещает ребенок, до руководителя УДО.

В соответствии с должностными обязанностями, определенными ЕКСДС, воспитатели дошкольного образования должны изучать условия жизни и воспитания детей, а также планировать, организовывать и проводить воспитательную, образовательную и оздоровительную работу, направленную на разностороннее развитие личности ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями при реализации образовательной программы дошкольного образования, программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении.

  1. Индивидуальная работа с воспитанниками: содержание работы по образовательным областям учебной программы дошкольного образования на основе ежедневных наблюдений педагогического работника и с учетом результатов детской деятельности (планируется на месяц). При необходимости вносятся корректировки с учетом ежедневных наблюдений педагогического работника за качеством освоения воспитанниками содержания учебной программы дошкольного образования как в специально организованной, так и нерегламентированной деятельности. Коррекционно­развивающая работа планируется и осуществляется педагогом­психологом, учителем­дефектологом.
  2. Закаливание: основные виды закаливания с учетом принципов закаливания, возрастных особенностей воспитанников, сезонных изменений, условий учреждения образования (планируется на теплый / холодный период).
  3. Двигательная активность: содержание мероприятий распорядка дня. Утренняя гимнастика (планируется два раза в месяц: 1-й комплекс – на первую-вторую недели, 2-й комплекс – на третью-четвертую недели); подвижные игры и физические упражнения на 1­й и 2­й прогулках (планируются еженедельно); активный отдых (формы организации физкультурно-оздоровительной деятельности планируются на месяц с учетом возраста воспитанников группы и учебной программы дошкольного образования).
  4. Специально организованная деятельность, регламентированная типовым учебным планом (игра, занятие), планируется по образовательным областям учебной программы дошкольного образования на основе расписания игр, занятий на каждый день недели в соответствии с учебным планом учреждения образования. Определяются тема и цель деятельности в течение недели. В содержание планирования включаются образовательная область и вид занятия, тема занятия, задачи, источники планирования.

Планирование специально организованной деятельности в разновозрастной группе осуществляется в соответствии с общими требованиями, но имеет особенности. При планировании фронтальных форм работы следует учитывать различие содержания (по степени трудности) и продолжительности деятельности детей каждого возраста. Необходимо указывать задачи применительно к каждому возрасту, предусмотреть дифференцированные задания для детей.

  1. Нерегламентированная деятельность воспитанников (планируется на каждую неделю месяца с учетом тематики недели): виды детской деятельности (предметная, познавательная практическая, общение, игровая, художественная и др.). В содержание планирования включаются форма работы, тема и цель.

При планировании образовательного процесса в группах раннего возраста с целью качественной реализации содержания учебной программы дошкольного образования необходимо обеспечить повторность проведения занятий.

 

 

свернуть
поделиться в: