Консультация октябрь 2024

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ:

 

«ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

 ВОЗРАСТА (4 – 6 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: Валюкевич В.А., учитель-дефектолог

 

Введение

   В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Речевое общение в его полном виде  - понимание речи и активная речь – развивается постепенно.

      В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю, учителю-дефектологу – в детском саду, родителям и близким – в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребёнком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.

           Процесс речевого развития может значительно варьировать в зависимости от индивидуальных особенностей  ребёнка, от состояния его здоровья и условий воспитания, поэтому характеристика данного процесса относится к «среднему» ребёнку, воспитываемому в нормальных семейных условиях.

Развитие речи детей 4 лет  

            На 5 году жизни предусматривается введение в активный словарь названий всех предметов, с которыми ребёнок сталкивается в жизни.

           Основное внимание в содержании словарной работы уделяется углублению знаний о ближайшем окружении, расширения представлений о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в собственном опыте ребёнка. На этой основе вводятся в активный словарь слова, обозначающие части и детали предметов, их качества и свойства, пространственные и временные отношения.  Детей приучают точно по смыслу их употреблять.

          В этом же возрасте в словарь вводятся слова, обозначающие элементарные бытовые понятия (овощи, фрукты, одежда, игрушки, …) на основе выделения существенных признаков и обобщения по ним.

         Вводится широкий круг названий профессий, вводятся названия трудового оборудования (у повара – кастрюли, ножи, тарелки и т.д.). Нужно учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Пополнять словарь детей словами, характеризующими взаимоотношения людей, их эмоциональное состояние.

       Дети должны определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток, характеризовать состояние и настроение людей.

       Воспитателю необходимо заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; учить детей употреблять слова антонимы (чистый – грязный, светло – темно).

      Дети в 4 года относительно свободно пользуются структурой сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. Воспитателям необходимо продолжать помогать детям согласовывать слова  в предложении. Совершенствовать умение правильно использовать предлоги  в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята – лисят, медвежата – медвежат); правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель).

       Напоминать правильные формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! И т.д.), несклоняемые существительные (пальто, пианино, кофе, какао). На занятиях необходимо продолжать работу над дикцией, развивать фонематический слух, развивать артикуляционный аппарат.

Развитие речи детей 5 лет

           Начиная с этого возраста высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы  на вопросы включают в себя всё большее и большее количество предложений. Итак, в пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 20 – 30 предложений, связно, последовательно и выразительно.   Необходимо продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.

       В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребёнок начинает дифференцировать гласные и согласные  звуки, далее – мягкие и твёрдые согласные и, наконец, - сонорные, шипящие и свистящие звуки.

       К 5годам в норме ребёнок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребёнок говорит совсем чисто.

      На 6-ом году жизни в словарь вводятся слова, обозначающие дифференцированные качества и свойства по степени выраженности ( светло–красный, кисловатый, горячий, прочный и т.д.). Продолжается работа по формированию новых элементарных понятий и введению соответствующих им словесных обозначений (инструменты, транспорт и т.д).

     Словарь пополняется названиями более широкого круга профессий (крановщик, маляр и т.д.). Широко вводятся названия разных видов техники, облегчающей и ускоряющей труд (пылесос, трактор, овощерезка).

    Взрослому необходимо помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, предоставлять возможность самостоятельно её исправить. Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница, учитель, строитель). Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь – медведица – медвежонок – медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал-выбежал-перебежал).

      На протяжении дошкольного возраста постепенно формируется контекстная ( отвлечённая, обобщённая, лишённая наглядной опоры) речь.

       Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребёнком сказок, рассказов, затем при описании каких – нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.

     Совершенствуя своё произношение, к 5-6 годам ребёнок полностью овладевает фонематической и ритмической структурой слов, орфоэпическими нормами, а также тонкостями ритмико – мелодического оформления фразы, многообразием интонаций живой речи.

Развитие речи детей 6 лет                              

             Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Формируется умение вести диалог между воспитателем и ребёнком, между детьми. Дети должны уметь содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты. Уметь составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием.

            Дети должны уметь пользоваться разными частями речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.  Должны уметь образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени. Могут пользоваться сложноподчинёнными предложениями, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т.д.)

          Дети должны уметь различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Внятно и отчётливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.

        Должен быть сформирован фонематический слух: умение называть слова с определённым звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.

        Устная речь становится для ребёнка универсальным средством общения, познания и мышления.

 

 

 

 

поделиться в: