ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ заместителя заведующего по основной деятельности

Информационно – методический кабинет как центр повышения профессиональной компетентности педагогических работников

Информационно-методический кабинет как центр повышения профессиональной компетентности педагогических  работников

  Современный педагог должен хорошо ориентироваться в области дошкольного образования, владеть современными педагогическими технологиями, уметь работать в информационном пространстве, обладать креативными способностями, аналитической и рефлексивной культурой. Однако требования, предъявляемые к педагогу, должны быть подкреплены соответствующими условиями, так как без обеспечения воспитателя необходимыми условиями и орудиями труда, без мотивации его успешности, необходимого качества дошкольного образования не удастся достичь. Одним из условий повышения качества образования детей является создание условий для работы педагогов в соответствии с их современными требованиями, в том числе и оборудование информационно-методического кабинета. Информационно-методический кабинет создает условия для совершенствования профессиональной компетентности педагогических работников, повышения их квалификации, роста творческого потенциала, направленного на обеспечение качественного процесса воспитания, обучения и развития детей. Руководство информационно – методическим кабинетом и координацию его деятельности осуществляет заместитель заведующего по основной деятельности. Ему принадлежит ведущая роль в создании условий для оказания целенаправленной методической помощи педагогам в организации образовательного процесса с воспитанниками, в подготовке и проведении методических мероприятий, мероприятий по работе с семьями.

     Комплектование и оформление информационно-методического кабинета осуществляется в соответствии с требованиями:

  • Кодекса Республики Беларусь об образовании,
  • постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 24 мая 2012 г. № 140 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь от 25 ноября 2011 года «Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь»,
  • постановления Министерства образования Республики Беларусь от 24 мая 2012 г. №52 «Об установлении перечня документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности Министерства образования Республики Беларусь, структурных подразделений областных и Минского городского исполнительных комитетов, осуществляющих государственновластные полномочия в сфере образования и по делам молодежи, государственных организаций, подчиненных Министерству образования Республики Беларусь, с указанием сроков хранения»,
  • Инструктивно-методических писем Министерства образования Республики Беларусь к 2012/2013 учебному году от28.06.2012, 2010/2011 учебному году от 17.06. 2010.

                      Информационно-методический кабинет создает условия для:

  1. совершенствования профессиональной компетенции педагогических работников;
  2. повышения их квалификации;
  3. роста творческого потенциала, направленного на обеспечение качественного процесса воспитания, обучения и развитие детей.

            Структурные компоненты информационно – методического кабинета

  • сектор нормативного правового обеспечения
  • сектор методической работы
  • книжный фонд
  • сектор аналитической работы
  • сектор аттестации и повышения квалификации педагогических работников
  • сектор инновационных педагогических достижений
  • информационно-технический сектор
  • сектор идеологической работы
  • педагогические выставки –
  • тематические каталоги и картотека методического обеспечения                      

                               Сектор нормативного правового обеспечения

(банк законодательных актов Республики Беларусь)

  • Конституция;
  • Законы;
  • Указы Президента:
  • Директивы,
  • Кодексы;
  • Постановления Совета Министров;
  • Положения;
  • Инструкции

 

Сектор методической работы

  • учебно-программная документация образовательной программы дошкольного образования

- Учебные планы;

- Учебная программа

- Образовательные программы специального образования

дошкольного образования

- Образовательные стандарты. Дошкольное образование

- Учебно-методические пособия (УМК)

- Средства обучения

                                  Программно-планирующая документация:

- Годовой план деятельности учреждения дошкольного образования;

- Индивидуальные планы защиты прав и законных интересов детей (при наличии в учреждении дошкольного образования детей, находящихся в социально опасном положении).

- Учебно-методическая документация:

- Материалы по организации методической работы с кадрами:

- Протоколы педсоветов и советов;

- Материалы педсоветов и советов;

- Материалы семинаров, консультаций, мастер-классов, творческих отчетов,

- Открытых просмотров и др.

- Методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь, Академии последипломного образования, областного института развития образования, учебно-методического кабинета, учреждения дошкольного образования.

Кроме того, в ИМК находятся материалы по организации сотрудничества с законными представителями воспитанников, осуществлению преемственности в работе между учреждениями дошкольного и общего среднего образования, организации образовательных услуг на платной основе:

  • Материалы по организации сотрудничества с законными представителями

воспитанников:

– материалы общих родительских собраний;

– анкеты (по необходимости);

– социально-педагогический паспорт учреждения дошкольного образования;

  • Материалы по осуществлению преемственности в работе между

учреждениями дошкольного и общего среднего образования:

– материалы инструктивно-методических совещаний, консультаций, семинаров,

- открытых занятий для воспитателей старших групп учреждения дошкольного образования и учителей 4-х классов учреждения общего среднего образования;

– материалы по работе с законными представителями воспитанников.

  • Материалы по организации образовательных услуг на платной основе:

– анкеты для законных представителей;

– списки детей;

– данные о руководителях, оказывающих образовательные услуги;

– графики работы педагогических работников, оказывающих платные

образовательные услуги;

– планы  дополнительных образовательных услуг по реализации сверх базового компонента.

                                                           Книжный фонд

  • Библиотека детской художественной литературы;
  • Научно-популярной литературы для педагогических работников и родителей;
  • Периодические печатные издания;
  • Справочная литература: словари, справочники, энциклопедии
  • Перечень средств воспитания, обучения, учебно-наглядных пособий, игр и
  • игрового оборудования, компьютерной техники, электронных средств обучения,

спортивного инвентаря для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24 сентября 2007 г. №50);

  • Перечни и нормы обеспечения спортивным инвентарем и оборудованием, необходимыми для организации физического воспитания обучающихся учреждений образования, иных организаций, индивидуальны предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, проведения с ними физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 14 июля 2014 г. №105);
  • Перечень учебно-методической литературы для учреждений дошкольного образования, специальных дошкольных учреждений;
  • Сведения о наличии учебных изданий и иных средств обучения, необходимых для организации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования (аннотированный учет обеспеченности учебными изданиями, имеющими соответствующий гриф);
  • Журнал поступлений и учета литературы, учебно-дидактического, игрового материала;
  • Журнал учета использования педагогами пособий, методической познавательной литературы, методических разработок.
  • Учебно-методические пособия для педагогов, учебные пособия для детей, детская художественная литература подбираются в соответствии с разделами образовательной программы дошкольного образования.

                                              Сектор аналитической работы

  • Материалы по изучению и анализу:
  • Результатов мониторинга качества условий деятельности дошкольного учреждения;
  • Качества здоровьесберегающего образовательного процесса;
  • Коррекционно-педагогической помощи детям;
  • Диагностика педагогических затруднений сотрудников учреждений (диагностические анкеты педагогов, сводная карта по изучению запросов педагогических кадров на следующий учебный год);
  • Информационно-аналитическое обеспечение деятельности учреждения дошкольного образования (годовой график контроля, диагностический инструментарий по изучению деятельности педагогов (карты контроля), информация о результатах контроля

        Сектор аттестации и повышения квалификации педагогических работников

  • перспективный план аттестации педагогических работников данного учреждения образования;
  • заявления педагогов в аттестационную комиссию;
  • копии выписок из протоколов о сдаче квалификационного экзамена;
  • выписка из протокола заседания профсоюзного комитета о делегировании представителя профкома в состав аттестационной комиссии;
  • протоколы собрания педагогического коллектива;
  • копии приказов: о делегировании члена администрации в состав аттестационной комиссии; об утверждении состава аттестационной комиссии на текущий учебный год; о допуске педагогических работников к прохождению аттестации; о графике прохождения аттестации; о проведении обязательной аттестации; об утверждении дополнения к графику прохождения аттестации; о присвоении (подтверждении, снижении, отмене) квалификационной категории;
  • протоколы заседаний аттестационной комиссии;
  • выписки из протокола заседания профсоюзного комитета о согласовании графика аттестации и характеристик;
  • план-график и аналитические материалы изучения педагогической деятельности аттестуемых;
  • характеристики аттестуемых.

                              Сектор инновационных педагогических достижений

  • Информация о фундаментальных практико-ориентированных исследованиях в сфере дошкольного образования
  • Материалы по использованию образовательных технологий.
  • Материалы об обобщении и распространении эффективного педагогического опыта.
  • Документы об экспериментальной   и инновационной деятельности в

    учреждения дошкольного образования (отчеты, обоснования, заявки и др.).

                                           Информационно-технический сектор

  • компьютерное и программное обеспечение образовательного процесса:
  • компьютер с выходом в Интернет,
  • мультимедийная установка
  • интерактивная доска,
  • телевизор,
  • DVD-плеер,
  • диски с аудио-видео записями

                                                    Сектор идеологической работы

государственная символика,

материалы к единому дню информирования,

актуальные сообщения в средствах массовой информации

                                                        Педагогические выставки

тематические, постоянно действующие, эпизодические, передвижные и др.

-Постоянно действующие выставки могут быть следующей тематики:

 «Передовой опыт – школа мастерства»;

 «Новинки литературы» (с аннотациями);

 «В помощь педагогу» и т.д.

 При этом постоянным является название рубрики, а материалы меняются в течение года.

-Эпизодические выставки:  «Аттестация педагогов»; «Объявляется конкурс»; «К новому учебному году»; «Методическая копилка»; «Занимательная психология» «Новинки методической литературы», «В помощь воспитателю», «Изучаем педагогическое наследие», «Изучаем новые нормативные правовые акты», «Знакомимся с творчеством писателя (художника, музыканта и др.)», «Готовимся к смотру-конкурсу» (аттестации, занятиям и др.).

Передвижные выставки могут быть различной тематики, носить актуальный, занимательный характер.

  • Стенд «Готовимся к педсовету» (вывешивается решение предыдущего педсовета, дается информация о ходе его выполнения; указывается дата, повестка, фамилия, имя, отчество выступающих; размещаются списки методической литературы, статей из журналов; методические рекомендации по данному вопросу; объявления о проведении консультации, открытого занятия, семинара в связи с подготовкой к педсовету; материалы из опыта работы педагогов; вопросы к обсуждаемой теме).

                          Тематические каталоги и картотека методического обеспечения

На весь материал составляется библиография и картотека, в том числе и на электронных носителях, с указанием места его расположения (номер папки, шкафа и др.).

Картотека библиотечного фонда регулярно пополняется наименованиями новых поступлений. Для удобства пользования литературой создается алфавитный и тематический каталоги.

Материалы оформляются эстетично, в едином стиле.

Для организации эффективного функционирования информационно-методического кабинета большое значение имеет грамотно составленный график работы ИМК, в котором должно быть чётко обозначено время выдачи литературы, пособий, время проведения индивидуальных консультаций. Это время должно быть выбрано таким образом, чтобы услугами кабинета могли воспользоваться педагоги, работающие в разные смены, родители. При размещении материала в информационно-методическом кабинете важно прислушаться к мнению педагогов, для которых он предназначен. Полезно проанализировать характер обращений педагогов по поводу тех или иных материалов; какие пособия используются часто, а какие не используются совсем и т.д. Провести такой анализ поможет анкета для педагогов:

                                       Анкета для педагогов

Как часто Вы пользуетесь материалами из информационно-методического кабинета?

а) часто;

б) скорее редко;

в) почти не пользуюсь.

2. Удобно ли, на Ваш взгляд, расположена литература (наглядные пособия и т.д.) в кабинете?

а) неудобно, трудно найти сразу необходимое;

б) недостаточно точно обозначены секторы;

в) удобно.

3. Какими разделами, секторами Вы пользуетесь чаще всего?

4. По каким разделам требуется дополнить материал, какой?

5. Что бы Вы изменили в размещении материала?

По результатам такого анализа возможно проведение совместного обсуждения, по итогу которого будет выбран оптимальный для педагогов вариант организации информационно-методического кабинета. Только тогда, когда педагоги смогут свободно ориентироваться в содержании материалов, при необходимости самостоятельно подбирать материал, можно говорить о правильной организации информационно-методического кабинета.

    Эффективная, качественная работа информационно – методического кабинета зависит, прежде всего, от ответственного, компетентного, заинтересованного подхода к этой деятельности заместителя заведующего по основной деятельности.

свернуть

Критерии эффективности организации и планирования методической работы с педагогами

Критерии эффективности организации и планирования

методической  работы  с  педагогами

     Одним из критериев оценки деятельности  учреждения дошкольного образования является эффективность организации методического сопровождения педагогических работников, цель которого – создание единого педагогического пространства, обеспечивающего оптимальные условия для самореализации и саморазвития личности всех участников образовательного процесса. Система методической работы построена  на реализации  следующих основных функций: информационно-аналитическая функция дает возможность ежегодно изучать и анализировать качественный состав педагогических работников и в зависимости от него дифференцированно  планировать методическую работу. Выбор форм методической работы производится ежегодно на основе  итогов рефлексии проведённых мероприятий , педагогической диагностики и анализа деятельности учреждения за год.  Проводимая работа невозможна  без определения зоны ближайшего развития педагогических работников. Здесь с систему включается планово-прогностическая функция. Организационно-исполнительская функция включает в себя  эффективную  организацию повышения квалификации педагогических работников, обобщение передового педагогического опыта, аттестацию, организацию  работы по самообразованию. Осуществление аналитической деятельности, контроля   качества  образовательной работы с воспитанниками определяет контрольно-диагностическая функция. Контроль рассматривается  как инструмент управления, средство, стимулирующее творчество и прогресс тех, на кого он направлен.  Регулятивно-коррекционная функция используется для устранения отклонений в работе, обеспечения оперативной помощи педагогическим работникам.

       Методическая работа – это часть целостной системы непрерывного образования, обеспечивающая качество образовательного процесса в учреждении дошкольного образования.

Методическая работа:

-направлена на углубление, актуализацию знаний, умений и навыков педагогов, основанных на достижениях  науки и передового   педагогического опыта;

-способствует повышению профессионального мастерства каждого педагога;

-направлена на формирование коллектива единомышленников;   

-направлена на развитие творческого  потенциала всех педагогов.

  В сущности, это обучение педагогов, которое входит в перечень прямых должностных обязанностей заместителя заведующего по основной деятельности учреждения дошкольного образования.

  Эффективность взаимодействия «заместитель заведующего по основной деятельности – педагог» зависит от грамотного построения данной работы:

-с учетом уровня и направления профессиональной  подготовки  

педагогов;

- от  индивидуальных способностей педагогов;

- от   запросов   педагогов.

  Организация методической работы без учета вышеуказанных факторов не даст хороших результатов. Например, семинар по вопросам развития речи детей дошкольного возраста  не интересен и нецелесообразен  для руководителя физвоспитания или музыкального руководителя; консультация по теоретическим вопросам методик дошкольного образования не представляет интереса для воспитателя, недавно закончившего учебу по специальности «Дошкольное образование».

  Планирование  методической работы в учреждении дошкольного образования в обязательном порядке должно осуществляться на основе дифференциации.    Дифференциация (от латинского- «различие») – разделение целого на части, формы, ступени. Дифференцированный подход занимает промежуточное положение между фронтальной формой работы и индивидуальной. Для нас подходит  дифференциация по уровню профессионального развития.

 Обучаемые делятся на следующие группы:

-с учетом стажа работы;

-с учетом образования;

-с учетом квалификационной категории.

Методическая деятельность является  формальной, если она не вооружает педагога необходимыми ему научными знаниями.  В организации этой работы следует исходить из конкретного анализа деятельности педагогического коллектива, учитывая его достижения и затруднения.

Критерии оценки методической работы 

(А. Н. Котко):

1) результаты развития педагогов за отведенное время соответствуют  оптимальному уровню  без перегрузки;

2)рост профессионального мастерства педагогов происходит при разумных затратах  времени и усилий на методическую работу;

3)в коллективе улучшается психологический климат,

4) растет творческая  активность педагогов;

5) повышается у педагогов  удовлетворенность результатами своего труда.

Истинная оценка эффективности методической работы  дается по конечному результату, а не по числу  проведенных мероприятий.

Методическая  работа с кадрами (разработал  Я.С.Турбовский)  основана на диагностической основе. Данная методика предполагает анкетирование педагогов с целью выявления реальных трудностей, которая осуществляется в марте – апреле месяце:

-что в работе получается очень хорошо, и каким опытом можете поделиться с коллегами?

-что в работе с детьми получается хорошо?

-в чем  испытываете затруднения?                                                                                

На основании заполненных и уточненных анкет  составляется карта педагогического мастерства. В зависимости от уровня педагогической культуры воспитателей  дошкольного образования, микроклимата в коллективе выбираются  формы методической работы с кадрами.

Разрабатывая систему методической работы

в учреждении дошкольного образования,

необходимо помнить:

1.Профессиональный рост педагога осуществляется лишь в том случае, когда он имеет возможность:

-занимать позицию активного субъекта деятельности, в которой реализуются его творческие  силы и способности;                                                                                                  -включаться в качестве свободного, равноправного  и ответственного участника в систему межличностных отношений;

-сочетать свой индивидуальный практический опыт  с широким социальным и профессиональным опытом;

-ощущать  поддержку  и справедливость оценки качества своего труда.

2.Дидактически целесообразными   могут быть такие  формы методической работы, которые отвечают следующим критериям:

-продуктивность, т.е. высокий результат усвоения материала достигается каждым педагогом;

-экономичность (по времени эффективно усваивается большой  объем материала);

-психогигиеничность, т.е. обучение проходит в обстановке сотрудничества, положительного эмоционального микроклимата, в процессе организации которого  выявляются и совершенствуются       лучшие профессиональные качества педагога.

Литература:

1.Сопровождение молодого специалиста  в условиях  учреждения дошкольного образования / сост.: Н.Г.Болбат, О.И.Шатило; ГУО «Минский областной институт развития образования». – Минск: МОИРО, 2019.-36.

2.Наркевич, С.  Система     методической работы с педагогами  как критерий оценки деятельности учреждения дошкольного образования / С.Наркевич // Пралеска.- 2017.- №4.- с. 13-16.

свернуть

Особенности организации работы с молодыми специалистами

 Особенности  организации работы с молодыми специалистами.

    Успешный  современный  человек это в первую очередь профессионал. Самым сложным является начало трудовой деятельности. На начальном этапе  работы  происходит  профессиональная адаптация  личности. Исследователи отмечают, что у начинающего педагогического работника она проходит   успешнее, если:

-трудовая мотивация , педагогическая направленность были важными факторами при выборе  педагогической профессии и поступлении на работу;

-профессиональная адаптация осуществляется  в неразрывной связи с процессом личностного  и профессионального  развития;

-в учреждении образования  максимально учитываются  личностные  особенности и уровень  профессиональной подготовки начинающего специалиста;

-в коллективе создана доброжелательная атмосфера,  существует активная поддержка личностного и профессионального роста;

-материально-техническое обеспечение  образовательного процесса соответствует  современным  требованиям, помогает реализовать инновационные  подходы.

   Поддержку молодым призваны оказать опытные наставники, помогающие усваивать необходимые ценности и нормы. Они  исполняют  роль  и воспитателя, и учителя, становятся примером для подражания и в профессиональной деятельности, и в социуме, помогают начинающему специалисту стать профессионалом. При приёме на работу начинающего специалиста знакомят с должностной инструкцией, условиями труда, правилами внутреннего трудового распорядка, уставом учреждения образования, его традициями. Направляют работать в группу совместно с опытным воспитателем дошкольного образования, который становится его наставником. Никакие советы, рассказы, объяснения так не помогут как личный пример. С первого дня работы молодых специалистов необходимо ориентировать на  постоянное пополнение своих профессиональных знаний, овладение передовыми методиками и приёмами в работе с детьми, постижение секретов  воспитания.

Работа одновременно ведется по трем направлениям:

-наставник – молодой специалист;

-молодой специалист – ребёнок и его родители;

-молодой специалист – коллега.                                                                                                                Молодых   педагогических работников знакомят с оснащением методического кабинета, помогают делать подборки литературы и  периодических изданий по интересующим вопросам.

  Система методической работы в учреждении образования способствует раскрытию внутренних ресурсов педагогов, помогает выявить проблемы, определить  темы   для   самообразования, ведь работа по самообразованию способствует развитию   профессионального мастерства педагогов и строится с учетом практического применения.

   Разнообразные  формы   работы  с молодыми  специалистами способствуют развитию познавательного интереса к профессии. Хорошо зарекомендовали  себя  семинары-практикумы, в рамках которых рассматриваются  теоретические и практические вопросы, применяются разнообразные приёмы: решение  педагогических  ситуаций, «мозговой штурм». Всё это позволяет уточнить знания по конкретной теме, расширить кругозор, ускорить профессиональное развитие, осознать собственные индивидуальные возможности. Практикумы направлены на повышение  уровня практических  умений работы  с детьми у начинающих педагогов.

   Одной из эффективных форм, пробуждающих  педагогическое творчество, является круглый стол. Умение раскрыться, высказаться – это проявление  коммуникативных способностей. Круглые столы позволяют  создать  атмосферу творческого поиска, повысить уровень  рефлексивной культуры,  систематизировать  знания, стимулировать развитие  творчества  и проявление инициативы. Каждый высказывает свою точку зрения, но в итоге все приходят к  единому мнению. Всё это способствует созданию благоприятной атмосферы, установлению коммуникации между  участниками.

   Конкурс «Очумелые  ручки»  стимулирует  проявление  творческих способностей   молодых специалистов, активизирует деятельность коллектива в целом.

    Умение использовать средства интернет - ресурсов позволяет современному  педагогу расширять   своё информационно - образовательное пространство, создает условия  для профессионального роста и самообразования, позволяет использовать информационные ресурсы общества в своей педагогической деятельности, общаться  с коллегами , участвовать в различных    сетевых мероприятиях.

     «Виртуальный методический кабинет» - это не просто  еще одна инновационная форма методической  работы. Его деятельность создает реальные    возможности   построения открытой   системы    непрерывног образования  педагогов, а оптимальный  доступ к необходимой информации в любое  время     суток делает познавательную деятельность педагогов более эффективной.

Примерный план работы с молодыми специалистами в учреждении образования:

1.Первый год работы

1-ый этап – социальная адаптация;

2-ой этап – профессиональная  адаптация.

2.Второй  год работы

3-ий этап – развитие успешности молодого специалиста в профессиональной деятельности;

4-ый этап – выбор профессионального маршрута в использовании педагогической  технологии  [1, с.13-20].

В  конце учебного года молодой педагог анализирует  выполнение индивидуального плана, своё участие в методической и общественной жизни коллектива. Это проводится для оценки собственных  трудностей и достижений.

Каждому педагогу, независимо от образования, возраста, стажа работы, личностных качеств, необходимо создать ситуацию  успеха в его педагогической деятельности.  Для создания   ситуации успеха в образовательном процессе  необходимо:

-подготовить  педагога   к  правильному  восприятию  нового вида деятельности, настроить на правильное выполнение поставленных задач: «Я уверена, что все у  Вас получится!»;

-подбодрить, если педагог допускает ошибки или у него не получается что-то выполнить;

-повышать интерес к изучению нового, используя творческие задания;

-обеспечить дифференцированный  подход в процессе  методической работы

Литература:

1.Сопровождение молодого  специалиста в условиях учреждения дошкольного образования / сост.:  Н.Г. Болбат,  О.И. Шатило;  ГУО «Минский институт развития образования».- Минск : МОИРО,2019.

2.Романова, Н.   Молодой педагог – наша надежда и будущее / Н.Романова / / Пралеска.-2017.-№ 11.- с. 41-43.

свернуть

Формы повышения квалификации педагогов в межкурсовой период

Формы повышения квалификации педагогов в межкурсовой период.

    В современных условиях меняется суть форм работы в системе непрерывного образования педагогических работников: в отличие  от традиционно-информационной они приобретают обучающий характер, что обеспечивает формирование культуры саморазвития педагогов, создает предпосылки для осознания и определения ими своей позиции.

Повышение квалификации в межкурсовой период   классифицируют:

1.по способу организации:

1.1.коллективные  (выставки, конкурсы, конференции, методические объединения, методические фестивали  и т.д.).

    Конкурсы  педагогического мастерства – форма работы, цель которой активизация творческой активности педагогов, расширение их знаний и умений. В содержании присутствует соревновательный момент.

      Методический  фестиваль -  форма методической работы, цель которой  является показ  и обмен передовым  педагогическим опытом, внедрением  новых педагогических идей и методических находок. Он может использоваться  как на завершающем этапе работы над проблемой, так и на начальном,  предполагает большое количество участников и слушателей. В ходе фестиваля работает круговая  панорама методических находок, проводится аукцион идей, круглый стол, работают пристендовые  консультационные пункты и другие формы работы. Заявления  на занятия, методическую идею для участия в методическом фестивале участники подают заранее.

     Методические объединения – самая массовая  форма повышения квалификации  всех категорий специалистов дошкольного образования в межкурсовой период. Цель – обеспечение качества образования, эффективности образовательного процесса, совместный поиск, отработка и внедрение  лучших образцов педагогической деятельности в процессе взаимного профессионального общения, выработка единых взглядов и  подходов, критериев, норм и требований к оценке результатов  профессиональной педагогической деятельности. Задачи методического объединения – оказание своевременной помощи педагогическим работникам в освоении наиболее рациональных методов и приёмов организации образовательного процесса; распространение и внедрение  новейших достижений  науки и практики; выявление, изучение и распространение эффективного опыта педагогической, инновационной деятельности; стимулирование  профессионального развития педагогических работников; создание условий для их саморазвития.

1.2.групповые (семинары, семинары-практикумы, консультации, мастер-классы, викторины, деловые игры, тренинги).

    Семинары и семинары-практикумы остаются самой эффективной формой методической работы в учреждении дошкольного образования. Позволяют более глубоко и систематично изучить рассматриваемую проблему, подкрепить теоретический материал примерами из практики, показом отдельных приёмов и способов работы.

Главными задачами семинаров-практикумов являются:

-совершенствование профессионального мастерства педагогов в определённом виде деятельности;

- развитие творчества и фантазии педагогов;

- обсуждение различных точек зрения, ведение дискуссий;

- создание проблемных ситуаций, которые позволяют выработать единые позиции в решении проблемы;

- создание реально выполнимых рекомендаций.

Семинары – практикумы направлены на повышение уровня не только теоретической, но в первую очередь практической подготовки педагогов, совершенствование практических навыков, необходимых в работе с детьми. Руководителем семинара может быть заведующий, заместитель заведующего по основной деятельности, специалисты (как работающие в учреждении, так и приглашенные). К проведению отдельных занятий целесообразно привлекать воспитателей, специалистов, медицинских работников. При выборе темы семинаров следует руководствоваться годовыми задачами, интересами воспитателей и их проблемами, выявленных, например, при анкетировании. Некоторые темы подсказывают наблюдения за педагогическим процессом в течение учебного года, анализ разных видов контроля, анализ календарных и перспективных планов.

Можно выделить универсальную структуру проведения данной формы методической работы:

1) подготовительная работа (тематические выставки, просмотры открытых занятий, взаимопосещение и т. д.) – целью является выявление проблемы;

2)организационный момент (психологические упражнения, элементы деловой игры, обсуждение высказываний и т. д. фронтально или в творческих группах) – целью является конкретизация проблемы;

3)теоретическая часть (выступление организатора семинара-практикума, члена творческой группы, мультимедийная презентация, «вопросы-ответы» и т. д.) - целью является теоретическое обоснование обсуждаемого;

4)практическая работа (фронтально, в группах) – цель этого этапа распространение педагогического опыта, приобретение педагогами новых умений;

5)подведение итога мероприятия. Итогом работы могут быть наглядные материалы (буклеты, памятки, дидактические игры и т. д., изготовленные руками воспитателей, рекомендации к их использованию,  которыми могут воспользоваться все педагоги.

Данная форма работы с педагогами может планироваться и реализовываться в одно занятие или в несколько занятий, объединённых общей темой, которые могут проходить в течение учебного года (постоянно действующий семинар-практикум). Например, семинары–практикумы по теме «Фарміраванне граматычнага ладу маўлення ў дзяцей дашкольнага  ўзросту”, “Фарміраванне гукавой культуры маўлення ў дзяцей дашкольнага ўзросту”  [4, с.11-17].

     Консультации - форма методической работы, для которой характерна монологическая форма преподнесения новой для воспитателей информации. Тем не менее, необходимо предусмотреть элементы обратной связи, т.е. обеспечить  активное включение воспитателей в воспроизведение, закрепление материала. Удачно проведение консультаций в виде ролевых игр, когда заместитель заведующего по основной деятельности не рассказывает, как проводить, например, занятие по пересказу художественного произведения, а показывает  его, дав возможность воспитателям представить себя  детьми дошкольного возраста, с последующим анализом действий участников. Следует помнить о том, что со временем потребность в ранее проведенной консультации может возникнуть и у других воспитателей. Поэтому ее содержание  с указанием использованной  литературы  надо изложить в письменном варианте, который   можно  использовать  и в последующей работе.

   Мастер – класс – форма методической работы может организовываться как самостоятельная форма учебы, а также включаться в часть занятия. Мастер класс -   используется для обучения педагогов (показа методов и приёмов работы с детьми, передового  педагогического опыта и т.д.) на базе учреждения образования или  одного педагога, имеющего высокий уровень профессионального мастерства, глубоко знающего предмет демонстрации, в совершенствовании владеющего организацией  образовательного процесса, методикой обучения детей. Например, программа проведения мастер-класса по теме «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста», «Фарміраванне ўстойлівай цікавасці выхаванцаў 4-5 гадоў да беларускай мовы шляхам выкарыстання развіццёвых  гульняў па матывах беларускіх казак”  [ 5, с.31-35].

        Деловые игры  могут выступать как самостоятельная форма  методической работы  и как прием. Это практическое занятие,  моделирующее различные аспекты профессиональной  деятельности и обеспечивающее условия  комплексного использования имеющихся  у слушателей знаний.  Содержание включает тему, задачи, в зависимости от этого задачи и роли. Участники моделируют различные варианты педагогического взаимодействия, предлагают проекты решения задачи. Этапы  реализации деловой игры: введение в игру,  разделение на группы, «погружение» в игру, игровой процесс, подведение итогов игры, «выгружение» из игры [6, с.20-23]. Например, деловая игра по теме «Планирование образовательного процесса в учреждении дошкольного образования», «Занятие как объект анализа» [6, с.24-33].

      Тренинг может быть самостоятельной формой методической работы или использоваться   как методический прем при проведении семинара. Тренинг целесообразно проводить в группах  численностью от 6 до 12 человек. Основные принципы: доверительное и откровенное общение, ответственность  в дискуссиях, при обсуждении результатов тренировки. Широко используются  педагогические  ситуации, раздаточный  материал, технические средства обучения. Цель -  отработка    определенных профессиональных  навыков и умений.

     Викторины. Цель викторины - выяснение положения дел по данному  вопросу, проверка знаний педагогов. Составление опросника по ключевым  моментам проблемы так, чтобы по 4-5 вопросам можно было представить  ситуацию.

     В настоящее  время  актуальным  стало  использование   в образовательном процессе  «педагогических   квестов»    как инновационной формы организации  участников  образовательной деятельности. Например, сценарии данной формы работы по теме  «Волшебная книга знаний [7,с.16-21], «Сем шагов в достижении цели» [8,с.15-18], “Развіццё звязнага маўлення і маўленчых зносін ў дзяцей дашкольнага ўзросту” [4,с.17-21].

1.3.индивидуальные формы (индивидуальные  консультации, беседы, взаимопосещение занятий  и самоанализ  занятий, наставничество, методическая помощь в самообразовании и т.д.)

      Беседы – одна из наиболее часто используемых в работе с педагогами индивидуальных  форм методической работы. Целью беседы является уточнение  позиций и взглядов педагога  на процесс воспитания и образования детей, выявление уровня самооценки, развития педагогической рефлексии, высказывание пожеланий, рекомендаций, направленных на совершенствование наблюдаемых аспектов педагогической деятельности.

                           Рекомендации по проведению  деловых  бесед:

-Внимательно выслушивать собеседника до конца. Беседу начинать с высказываний воспитателя о характере своей деятельности, почему он использовал те или иные приемы, что получилось, а что нет и почему. Иначе говоря, педагог должен провести самоанализ  своей деятельности.

-Не допускать, чтобы  мнение наше складывалось до того, как будут тщательно взвешены все факты.

-Избегать недоразумений и неверных толкований. Изложение должно быть ясным, систематизированным, сжатым, понятным и простым. Это относится как к педагогу, так и к руководителю.

-Уважать собеседника. Техника ведения беды – это  искусство общения с людьми. Быть вежливым, дипломатичным и тактичным.

-Любым возможным способом постараться облегчить собеседнику восприятие ваших  рекомендаций и предложений. Постараться не допускать впечатления, что собеседник под нашим давлением сдался. Успех будет тогда, когда собеседник примет наши предложения потому, что мы постепенно убедили его  в своей правоте. Поэтому не надо спешить – дать своему собеседнику достаточно  времени и фактов, чтобы он постепенно сам убедился в правильности наших идей.

     В зависимости от уровня познавательной активности  в учебном  процессе различают        пассивное и активное обучение.

   Пассивные   формы направлены  в большей степени на репродуктивную мыслительную деятельность и способствуют  стимулированию  зоны   актуального развития педагога. При пассивном обучении    слушатель   выступает в роли  объекта учебной деятельности: он должен усвоить и воспроизвести  материал, который передается ему преподавателем  или другим источником знаний.    Обычно это происходит  при использовании лекции-монолога, чтении литературы.

  Активные формы предполагают поиск педагогом новых путей и принятие соответствующих решений, стимулируя  при этом зону ближайшего развития. При активных методах обучения «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания). При активном обучении слушатель в большей степени  становится субъектом        учебной деятельности, вступает в диалог с преподавателем, активно участвует в образовательном процессе, выполняя творческие  проблемные  задания. Осуществляется взаимодействие друг с другом.

    Одним из современных направлений «активного обучения» является  интерактивное обучение. Интерактивные формы («іnter» - взаимный, «аct»-действовать) в отличие от активных форм, ориентированы на более широкое взаимодействие между обучающим и обучаемыми, обучаемых друг с другом. 

                       Особенности взаимодействия состоят в следующем:

-пребывание субъектов образования в одном смысловом пространстве;

-совместное «погружение» в проблемное поле решаемой задачи, т.е. включение в единое  творческое пространство;

-согласованность в выборе средств и методов реализации решения задачи;

-совместное вхождение  в близкое эмоциональное состояние, переживание созвучных чувств, сопутствующих принятию и осуществлению решения задач.

   В научно-методических источниках авторами  предложены классифицировать интерактивные методы по их ведущей функции в педагогическом взаимодействии,  и выделяют следующие группы:

 -методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации, например, «Круг знакомств», «Имя и жест»,  «Квадрат», «Интервью» [ 3,с.11-13];

-методы организации обмена деятельностями, например, «Аквариум», «Перекрестные группы», «Мастерская будущего» [9, с.7];

-методы организации   мыследеятельности, например, «Четыре угла», «Цветные фигуры», «Логическая цепочка», «Выбор» [ 9,с.8];

-методы организации смыслотворчества, например, «Алфавит»  [3с.16],  «Ассоциация», «Заверши фразу»,  «Рекомендации» [ 9,с.8];

-методы организации рефлексивной деятельности, например, «Острова», «Конверты» [ 9,с.8], «Рефлексивная  мишень» [3, с.43];

-интерактивные игры.

     Применение  интерактивных  методов  работы  на   мероприятиях  способствует  совместной  деятельности  участников  мероприятия, расширяет  их  кругозор, формирует умения и навыки профессиональной  деятельности, содействует систематизации знаний, развивает умения формулировать вопросы и искать на них ответы, даёт возможность педагогическому  работнику стать активным участником образовательного процесса, приобрести   опыт и проверить имеющиеся знания, развить объективную  самооценку, вызывает потребность в самообразовании.

 

Литература:

1.Василенко,Н.О. Формы организации методической  работы  в  учреждении дошкольного образования: Методические рекомендации / Н.О.Василенко, Л.Н.Котенёва .- Мозырь: Белый Ветер,2011.- 91.

2.В помощь организаторам педагогического процесса/ Авт.-сост. Е.Н.Радлинская.- Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004.- 45с.

3.Методы  интерактивного обучения: практическое  руководство / А.В. Маковчик  и др.;.рец. И.В.Шеститко – Светлая Роща: ИППК МЧС Респ. Беларусь,2012.-48 с.

4.Шаціла,В.  Навучаем   іншых – вучымся самі / В.Шаціла // Пралеска.- 2020.- №2.- с.11-17.

5.Татур, М.  Программа проведения мастер – класса / М.Татур// Пралеска.- 2019.- № 4.- с.31-35.

6.Васильно,Н., Котенёва Л. Деловая игра как форма методической работы в учреждении дошкольного образования / Н.Васильно , Л. Котенёва // Пралеска.-2020.- №1, с.20 – 33.

7.Драчёва, С.  Волшебная книга знаний / С. Драчёва // Пралеска.- 2020.- №3,с.17-20.

8.Янковская, Л. Локальная дистанционная среда как средство повышения профессиональной компетенции/ Л.Янковская //Пралеска.-2019.-№9,с.15-18.

9.Грибанова, Ж.   Использование методов интерактивного обучения в дополнительном образовании взрослых / Ж. Грибанова // Пралеска.-2019.-№6, с.6-10.

10. Василенко, Н.  Методическое объединение как педагогическое сообщест-во: организационно-методический аспект / Н.Василенко // Пралеска.- 2017.- №11,с.3-9.

свернуть

Подготовка,содержательное наполнение, оценка результативности педагогического совета

Алгоритм  подготовки, содержательное  наполнение, оценка результативности педагогического совета

Педагогический совет  - это коллегиальный орган управления учреждения дошкольного образования. Педагогический совет   создается в учреждениях дошкольного образования при наличии не менее трех педагогических работников. Содержание деятельности педсовета определяется основными направлениями развития дошкольного образования с учетом специфики деятельности учреждения дошкольного образования.

Алгоритм создания

и функционирования педсовета

1.Составление плана работы педсовета, который является  составной частью годового плана и утверждается руководителем учреждения дошкольного образования ежегодно, но не позднее 1-го сентября текущего года.

2.Педсовет  осуществляет свою работу в форме заседаний 1 раз в квартал (могут быть и внеплановые).

                       Учебный год определяет цикл педагогических советов:

-первый  аналитико-планирующий педсовет проводится до начало учебного года, в конце августа, и посвящен  анализу итогов предыдущего  учебного года, принятию плана и ориентировке на решение предстоящих проблем;

-второй и третий педсоветы -  тематические и комбинированные  с промежуточными итогами. Их тематика определяется, исходя из задач, стоящих перед учреждением дошкольного образования в данный учебный год;

-четвертый  итогово - организационный (май). На нём проводятся итоги учебного года на май месяц, обсуждаются перспективы работы на  следующий  год, организация работы в летний период.                                                                                                                              

Основные критерии характеристики педсовета

1. Компетенция  педсовета или рассматриваемые вопросы

-Определение и совершенствование  организации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования.   

-Создание здоровьесберегающих и психолого-педагогических условий для обеспечения реализации учебной программы дошкольного образования.

-Осуществление информационно-аналитической работы.

-Определение путей сотрудничества учреждения дошкольного образования с социумом.        -Решение организационно-педагогических вопросов и иные вопросы образовательной деятельности.

2Руководство  деятельностью педсовета

Руководитель  учреждения дошкольного образования является председателем

Заместитель заведующего по основной деятельности – секретарь

3.Состав  и общая  численность   педсовета

Все педагогические и медицинские работники учреждения дошкольного образования. Могут приглашаться на заседание педсовета представители государственных,  общественных организаций и законные представители воспитанников.

4.Срок полномочий

 один год

5.Выполнение решений заседания педсовета

Решения педсовета, утвержденные руководителем, являются обязательными для выполнения. Ведется анализ выполнения решения педсовета и заслушивается на очередном  педсовете.

6. Основная документация педсовета

-Утвержденный план работы на учебный год

-Утвержденные повестки заседаний (за 30 дней до проведения)

-Протоколы заседаний педсовета и приложения к ним (оформляются в течение 5 дней после проведения)

-Решение педсовета  и   контроль  за  их  выполнением.

Подготовка к проведению педсовета

Подготовка  к педагогическому совету  начинается за 2-2,5 месяца до заседания.

 Во время подготовки осуществляется следующая методическая работа:

1.семинары;  семинары – практикумы;

2.консультации;

3.анкетирование педагогов

4.смотры-конкурсы;

5.подготовка выставки;

6.организация  открытых просмотров;                                                                                  

7.тематическое изучение деятельности:

-разрабатываются критерии тематического  анализа деятельности;                                                                                                     

-анализ данных;

-обработка результатов;

8.подготовка рекомендуемой литературы по теме педсовета, составление библиографии по теме педсовета, размножение списка литературы;

9.разработка  рекомендаций и материалов  в помощь педагогам;

10.оказание  помощи педагогам в подготовке отчетов, докладов, сообщений  к педсоветам

(в отчете педагоги  представляют информацию о  своем опыте по данному вопросу, а  не методический материал,  выступают устно,   не читают);    11.создание предметно-развивающей среды по направлению темы педсовета;

12.взаимодействие с родителями, например, анкетирование по данному вопросу;

13.продумывание  структуры  проведения педсовета, составление сценария;

14.подготовка проекта решения педсовета;

15.определение места  для проведения заседания (условия для работы воспитателей, экран, технические средства, размещение выставки);

16.проверка отчетов воспитателей;

                                   Оформление  стенда   «Готовимся к педсовету»

1.Повестка дня предстоящего педсовета (вывешивается за 30 календарных дней до проведения педсовета).

2.Решение предыдущего педсовета.

3.План подготовки педагогов к предстоящему педсовету.

4.Вопросник к анализу педагогами своей работы  по определенному разделу образовательной программы.

5.Библиография по теме педсовета.

6.Примерная структура заседания.

Контроль за выполнением

решений предыдущего педсовета.

Карта  контроля  за  выполнением решений педсовета включает в себя:

-принятые решения;

-ответственный  за выполнением;

-сроки выполнения;

-кто осуществлял контроль;

-результаты контроля;

-примечание (повторный контроль)

                               Решения  педсовета  вытекают  из :

констатирующей части.  Делается глубокий  по содержанию, но краткий  по объему анализ состояния обсуждаемого вопроса.                                                                                                    Указываются нерешенные вопросы и недостатки.

-постановляющей части.  Постановляющая часть является программой деятельности на предстоящий период по обсуждаемым проблемам. Обычно каждому нерешенному  вопросу и недостатку соответствует пункт решения.

Решение педсовета излагается полностью, с указанием результатов голосования.                                                                                                   

Формулировки решений должны быть конкретными с указанием

ответственных и срока исполнения (например, если у кого –то проблема, то  провести консультацию по данной проблеме и это уже  дополнение к годовому плану на следующий год).

В последнем пункте указывается, на кого возлагается контроль за исполнением решений (на руководителя учреждения дошкольного образования)

Примерная структура

заседания педагогического совета

Вначале председатель объявляет вопросы, которые будут рассматриваться, в кратком вступительном слове определяет значимость проблемы и побуждает воспитателей активно участвовать в работе, поделиться положительным опытом по обсуждаемой проблеме.

Далее следуют:

-сообщение об исполнении решений, принятых на предыдущих заседаниях;

-информация по основной проблеме, выдвинутой на заседание;

-отчеты по опыту, прения;

-обсуждение и утверждение решений педсовета; 

-сообщение основных вопросов следующего заседания (утверждение основных докладчиков, даты и др.);

При обсуждении важных проблем, которые интересуют всех членов педагогического коллектива, может быть предложена  следующая структура доклада:

-значение данной проблемы;

-чем вызвана необходимость рассмотрения этого вопроса на педсовете;

-какие достижения и недостатки по этому вопросу имеются в учреждении образования;

-предложения к совершенствованию работы по обсуждаемой проблеме.

                                             Особенности оформления

протокола педагогического совета

1.Все протоколы педсовета оформляются секретарем.

2.Протокол может оформляться рукописным способом и с помощью технических средств.

3.Страницы нумеруются, прошнуровываются, скрепляются  подписью руководителя  и печатью учреждения дошкольного образования.

4.Информация о ходе  выполнения предыдущих решений в повестке дня не обозначается, но в проколе записывается.

5.Если в прениях  выступили не все записавшиеся, то тексты их выступлений могут прилагаться к протоколу.

6.Если присутствовали представители вышестоящих организаций или другие лица, указывать их фамилию и должность.

7.Протокол подписывается  председателем, секретарем и членами педсовета.

8.Протокол оформляется  секретарем педсовета в течение пяти дней после его проведения на основании рукописных, стенографических, аудио- или других записей хода заседания педсовета, а также документов, подготовленных к заседанию (повестки дня, справок, методических материалов, тезисов докладов и выступлений и других материалов).

9.Если педсовет проводится в нетрадиционной  форме, то прилагается подробный сценарий его проведения и записывается решение, принятое  на педсовете.

10.Протоколы и прилагаемые к ним материалы хранятся  в деле учреждения дошкольного образования.

11.При увольнении  или переводе руководителя протоколы и материалы к ним передаются вновь назначенному руководителю либо секретарю по акту приема-передачи дел.

Литература:

1.Положение о педагогическом совете учреждения дошкольного образования: утв. Министерством образования Республики Беларусь 11.07.2011, № 65.

2.Котко, А.Н. Профессиональная компетентность. Психология управления / А.Н. Котко.- Минск : Медисонт, 2014.- 280 с.

3.Котко А.Н. Основы  педагогической культуры : монография / А.Н.Котко.- Минск: Медисонт,2012.-328 с. 

свернуть
Меню раздела