Советы музыкального руководителя

"Музыкальное развитие детей с речевыми нарушениями"

Музыка оказывает большую помощь в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии. Под влиянием музыки, музыкальных игр и упражнений, при условии правильно подобранных приемов, у детей  положительно развиваются психические процессы, чище и грамотнее становится речь.

Основные особенности детей с речевыми нарушениями можно свести к следующим:

  1. Помимо собственного речевого нарушения у них наблюдается нарушения и других видов деятельности (изобразительных, некоторых музыкальных).
  2. Отмечается нарушение психических процессов и свойств, проявляющееся в недостаточном развитии восприятия, внимания и памяти, слабой ориентировке в пространстве, нарушении процессов возбуждения и торможения, их регуляции (замедленное включение в деятельность, недостаточная заинтересованность).
  3. Наблюдается недостаточное развитие личности ребенка (самосознания, самооценки, взаимоотношений с окружающими людьми, мотивации, волевых процессов).Исходя из особенностей детей, предлагаем Вам:

 Игры и упражнения для детей с нарушением речи.

ПОИГРАЕМ ЖИВОТИКАМИ (физиологическое дыхание)

Цель: формирование диафрагмального дыхания.

Описание упражнения:

Вариант 1. В положении лежа на спине дети кладут руки на живот, глубоко вдыхают – при этом животик надувается, затем выдыхают – животик втягивается. Чтобы упражнение стало еще интереснее, можно положить на живот какую – либо небольшую игрушку. Когда ребенок вдохнет, игрушка вместе с животом поднимается вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз – как будто она качается на качелях.

Вариант 2. В положении стоя дети выполняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками. Упражнение выполняется под счет: вдох - 1,2,3 и выдох – 1,2,3 или музыкальные звуки (до –ре - ми- вдох, ми – ре -до – выдох) от трех до семи раз подряд.

НАЗОВИ ПО ПОРЯДКУ (речевое дыхание)

Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе несколько слов. Закрепление в памяти детей названий чисел, времен года, дней недели, месяцев.

Описание упражнения:

Детям младшего и среднего возраста предлагается сосчитать свои пальчики, игрушки или предметы на картинке – «один, два, три, четыре, пять …» (количество названных на одном дыхании чисел не должно превышать количества лет ребенка).

Дошкольникам среднего и старшего возраста, кроме того, дается задание перечислить по порядку времена года, дни недели, месяцы.

АХ, КАК ПАХНЕТ!

Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе нарастающую по количеству слов фразу.

Оборудование: ароматный цветок или носовой платок, надушенный духами.

Описание упражнения: дать ребенку понюхать ароматный цветок и предложить повторить фразы:

Ах!

Ах, пахнет!

Ах, как пахнет!

Ах, как приятно пахнет!

Ах, как цветок приятно пахнет.

ДАЛЕКО И БЛИЗКО (развитие голоса)

Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания, активизация мышц губ.

Описание упражнения: объяснить ребёнку, что, когда звук раздается близко, то его хорошо слышно, но если он доносится из далека, то кажется тихим и его трудно расслышать. Затем взрослый  произносит любое звукоподражание то тихим, то громким голосом (это может быть голос животного, например, - му, мяу, и – го - го, га-га и т. д. или какой-либо из звуков города – би-би, ту-ту, дзинь-дзинь, тук-тук). Задача ребёнка отгадать, далеко или близко находится животное или звенит звонок. Затем звуковую загадку предлагается загадать ребенку.

ТИШИНА

Цель: изменение силы голоса, выразительное чтение стихотворения.

Описание упражнения: изменяя силу голоса, ребенок читает стихотворение:

Была (произносится голосом обычной силы)

тишина, тишина, тишина. (произносится тихим голосом)

Вдруг (сила голоса начинает постепенно нарастать)

грохотом (громче)

грома (еще громче)

сменилась она. (громко)

И вот уже дождик (произносится голосом обычной силы)

тихонько (произносится очень тихо)

Ты слышишь? (произносится тихим голосом)

Закапал, закапал, (произносится голосом обычной силы)

Закапал по крыше…

БОЛЬШИЕ НОГИ ШЛИ ПО ДОРОГЕ (темп речи)

Цель: развитие у детей умения менять темп речи в соответствии с темпом выполняемого движения.

Описание упражнения: под слова взрослого: «Большие ноги шли по дороге…» дети не спеша шагают на месте, высоко поднимая ноги, и медленно говорят: «ТОП – ТОП». Под слова: «Маленькие ножки бежали по дорожке» дети бегут на месте мелкими шажками и быстро говорят: «Топ-топ-топ-топ». В дальнейшем упражнение может выполняться под музыку.

КАРУСЕЛИ

Цель: развитие у детей умения координировать речь с движением, постепенно меняя их темп.

Описание упражнения: в игру встают взрослые и дети (или ребёнок с мамой) и начинают идти по кругу, говоря слова:

Еле, еле, еле, еле завертелись карусели    (говорить в медленном темпе)

А потом, потом, потом     (темп постепенно нарастает)

Все бегом, бегом, бегом.    (говорить в быстром темпе)

Тише, дети, не спешите    (темп постепенно замедляется)

Карусель остановите      (говорить в медленном темпе)

Раз, два, раз, два – (хлопать в ладоши и медленно говорить).

Вот и кончилась игра.

Упражнение можно выполнять под музыку.

УЗНАЙ ПО ИНТОНАЦИИ (развитие мелодика интонационной композиции речи)

Цель: воспитание эмоциональной выразительности речи и мимики.

Описание упражнения: взрослый произносит с определенной интонацией междометия и изображает человека:

удивленного – Ах! Ах! Ах!

больного – Ох! Ох! Ох!

веселого – Эх! Эх! Эх!

недовольного – Ай! Ай! Ай!

испуганного – Ой! Ой! Ой!

сердитого – Ай –я - яй!

Ребёнок старается запомнить и затем отгадать по интонации, выражению лица и позе говорящего, кого он изображает. Затем взрослый простит ребёнка изобразить какого-либо человека:

В игре можно использовать музыкальные картинки, отражающие разные эмоциональные состояния людей. (например, музыкальное произведение Д.Б. Кабалевского "Три подружки") После прослушивания вместе делаем вывод, какое настроение передает музыка.

ЗООПАРК

Цель: распределение внимания.

Описание упражнения: взрослый с ребёнком (или детьми) маршируя по комнате, изображают людей, пришедших в зоопарк. По команде взрослого: «Звери» дети, продолжая двигаться по кругу, изображают тех животных, которых называет взрослый. Зайцы – передвигаются прыжками, медведи – идут вперевалочку, лошадки – идут высоко, поднимая колени, а птицы - машут руками – «крыльями» и т.д.

Играйте с детьми! Чаще хвалите и радуйтесь успехам малыша!

свернуть

"Музыкотерапия"

Уважаемые родители, давайте с вами разберемся в том, что же такое музыкотерапия? Как с помощью нее можно повлиять на эмоциональное самочувствие ребенка?

По мнению многих учёных, медиков и педагогов, в музыке заложен колоссальный потенциал для оздоровления. 

Термин «музыкoтерапия» имеет греко-латинские корни и в переводе означает «лечение музыкой».

Музыкотерапия – это метод, использующий музыку в качестве средства   коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных заболеваний.

О положительном эффекте воздействия музыкотерапии пишут многие специалисты. В России специальные исследования Л.С. Брусиловского, В.И. Петрушина, В.М. Бехтерева, И.М. Гриневой, С.В. Шушарджан, Г.П. Шипулина и многие другие выявили положительное влияние музыки на различные системы организма: сердечно-сосудистую, двигательную, дыхательную, центральную нервную систему.

Российский врач М.Л. Лазарев, директор московского детского центра восстановительного лечения подтверждает, что под воздействием специально подобранной классической музыки дети (даже которые находятся в утробе матери), развиваются гармонично как в физическом, так и в духовном плане. Он рекомендует слушать спокойные мелодии В.А. Моцарта и А. Вивальди.

Исследования врачей доказали, что уже на 5 – м месяце внутриутробного развития ребёнок слышит и различает звуки. Он может реагировать на громкость и ритм мелодии.

Свойства музыки:

  1. Музыка способна воздействовать на различные сферы жизнедеятельности через три основных фактора:

* вибрационный (является стимулятором обменного процесса на уровне клетки);

* физиологический (способен изменять различные функции организма: дыхательную, двигательную, сердечно – сосудистую);

* психологический (через ассоциативные связи, медитацию способен значительно менять психическое состояние ребёнка).

  1. Музыка имеет фундаментальные начала всего живого: ритм, мелодию и гармонию. Она учит ребёнка чувствовать ритмы жизни, гармонизирует его собственные биоритмы, синхронизирует биохимические процессы организма.
  2. Музыка позволяет точно дозировать психофизическую нагрузку, начиная от прослушивания нежных звуков и доходя до мощных ритмов аэробики и танцев.
  3. Музыка позволяет совершенствовать дыхательную функцию опосредованно. Так, исполняя музыкальное произведение на духовом инструменте, ребёнок должен подчинить своё дыхание тому размеру, который заложен в пьесе. Известно, что эмоции тесно связаны с дыханием. Например, радость сопровождается дыханием в 17 вдохов в минуту, активная грусть – 20 вдохов в минуту, гнев – 40 вдохов в минуту. В соответствии с этим, влияя на ритм дыхания через музыкальную фразу (пение, игра на духовом инструменте), мы можем моделировать эмоциональное состояние.
  4. Музыка, оживляя эмоциональную сферу, восстанавливает иммунитет, так как при снижении эмоционального тонуса или при наличии негативных эмоций снижается иммунитет ребёнка, и он чаще болеет.

Специально подобранная музыка позволяет дозированно «тренировать» эмоциональную сферу ребёнка и повышать уровень иммунных процессов в организме, то есть приводит к снижению его заболеваемости.

Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека. Врачуют как естественные, так и искусственные звуки.

Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, стимулируют пищеварение, улучшают аппетит, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение, усиливают внимание.

Классические музыкальные произведения и их положительный эффект воздействия на ребёнка:

  1. Вольфганг Амадей Моцарт.Соната для фортепиано №1 До мажор – всего лишь 10-минутное прослушивание фортепианной музыки Моцарта повышает IQ людей в среднем на 8-10 единиц. Прослушивание сонат Моцарта делает продуктивной любую деятельность, рисует малыш, играет в кубики или учится ползать.
  2. Шарль Камиль Сен-Санс. «Карнавал животных».

14 музыкальных миниатюр, иллюстрирующих животный мир, развивают воображение ребенка. Творите вместе с ним, изображайте и черепах, и львов, и кенгуру, и, конечно, всеми любимого лебедя. Ребенок, начиная с двух лет, будет ловить каждое ваше движение, пытаться его повторить. Ребенок помладше будет с жадностью следить за вашими пантомимами под музыку. Начните с одной части в день, потом малыш сам будет просить вас о таких сеансах.

  1. Иоганн Штраус Полька «Трик-Трак» – пришло время попрыгать, потанцевать. Полька легкая, воздушная, с небольшими кульминациями, так что вам будет удобно расставлять танцевальные акценты. Обратите внимание ребенка на ударные инструменты: треугольник, барабан, трещотку. Добавляйте постепенно и польки, и вальсы, не очень длинные. Танцуйте вместе с ребенком, помогая ему развивать чувство ритма.
  2. Антонио Вивальди. «Времена года»: «Зима».

Лучшим музыкальным терапевтом эпохи барокко был итальянский композитор Антонио Вивальди. Из-за врожденной деформации грудной клетки ему было трудно дышать, передвигаться без посторонней помощи, и поэтому всю свою внутреннюю силу, весь свой темперамент Вивальди вложил в музыку. Экспериментально установлено, что дети еще в утробе матери успокаиваются под звуки музыки Антонио Вивальди, так что все его произведения будут полезны малышам, а начать стоит с цикла «Времена года». И лучше всего с такой спокойной части, как «Зима» (Февраль), под звуки которой так и представляются кружащиеся снежинки, заснеженная деревенька, дети катаются на санках или лепят снежную бабу. Фантазируйте вместе с вашим малышом!

Список музыкальных произведений, рекомендуемых для проведения музыкотерапии:

  1. Музыка для свободной деятельности детей:

И. С. Бах «Прелюдия До мажор», «Шутка»

И. Брамс «Вальс»

А. Вивальди «Времена года»

Д. Кабалевский «Клоуны», «Петя и волк»

В. Моцарт «Маленькая ночная серенада», «Турецкое рондо»

М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»

П.И. Чайковский «Детский альбом», «Времена года», «Щелкунчик» (отрывки из балета)

Ф. Шопен «Вальсы»

И. Штраус «Вальсы»

  1. Музыка для пробуждения после сна:

Л. Боккерини «Менуэт»

Э. Григ «Утро»

Лютневая музыка ХVII века

Ф. Мендельсон «Песня без слов»

В. А. Моцарт «Сонаты»

М. П. Мусоргский «Рассвет на Москва-реке»

К. Сенс-санс «Аквариум»

П.И. Чайковский «Вальс цветов», «Зимнее утро», «Песня жаворонка»

  1. Музыка для релаксации:

Т. Альбиони «Адажио»

Л. Бетховен «Лунная соната»

К. Глюк «Мелодия»

Э. Григ «Песня Сольвейг»

К. Дебюсси «Лунный свет»

Н.А. Римский-Корсаков «Море»

К. Сен-Санс «Лебедь»

П.И. Чайковский «Осенняя песнь», «Сентиментальный вальс»

Ф. Шопен «Ноктюрн соль минор»

Ф. Шуберт «Аве Мария», «Серенада»

Подводя итог можно сказать, что музыкотерапия является интересным и перспективным направлением, которое используют во многих странах в лечебных и оздоровительных целях, она снимает напряжение и отрицательные эмоции, успокаивает и расслабляет, активизирует скрытые возможности подсознания и мобилизует резервы организма.

Слушайте хорошую музыку и будьте здоровы!

свернуть

Памятка для родителей (законных представителей) воспитанников "Музыкальные инструменты в вашем доме"

Консультация для родителей (законных представителей) воспитанников "Театр дома"

Чем же можно занять ребенка дома? Чем укрепить его контакты со взрослыми? Общим интересным делом! Разговор с ребенком после чтения, рассматривание иллюстраций стимулируют его желание самому пережить то, о чем он узнал в книге.

Все дети любят спектакли. Им нравится не только смотреть представление, а и самим быть артистами. С каким бы удовольствием малыш не только слушал, но и изображал в игре-спектакле Красную Шапочку и Кота в сапогах, милую Золушку и Лису Патрикеевну!

Домашний театр имеет даже некоторые преимущества перед настоящим театром. Большая сцена, на которой выступают актеры, труднее воспринимается маленькими зрителями.

Взрослые во время показа могут выделить отдельные фразы, замедлить или ускорить подачу текста. Руки взрослого при таком показе не маскируются, но, как правило, внимание ребенка сосредоточено на том, что происходит на сцене (столе).

Надо стараться, чтобы движения кукол-актеров были выразительны, совпадали с текстом и были понятны ребенку. Лица кукол, когда они разговаривают нужно повернуть друг к другу. Если актер-игрушка двигается, ее слегка покачивают и наклоняют.

Начинать лучше с маленьких сценок или маленькой сказки, постепенно усложняя репертуар.

Организуя домашний театр, родители явно заметят, что с куклой в руках, да еще спрятанной за ширмой (в домашних условиях вместо ширмы подойдет проём в двери, который наполовину завешен шторой; два стула, к которым прикреплены рейки, связанные веревкой буквой «П»; старый чемодан, раскрытый так, чтобы крышка не падала на стол и служила ширмой; на даче летом – два дерева с натянутой между ними веревкой, на которую прикреплена шторка), ребенок лучше и свободнее в будущем начнет читать стихи и петь.

Советы родителям:

  • Покажите ребенку, как кукла «оживает», не навредит ему и раскрытие маленьких секретов работы с куклой, в будущем ребенок усвоит правила кукловождения и будет самым настоящим артистом;
  • Когда кукла выходит, то она выходит не сразу, не из-под земли. Кукла выходит постепенно: сначала издали появляется ее голова, а затем тело;
  • Если кукла идет, то ее нужно ритмично продвигать вперед с незначительными подскоками или покачиванием из стороны в сторону;
  • Подскоки или покачивания из стороны в сторону делаются более резко и чаще, если кукла бежит;
  • Если кукла спит, то ее лучше положить спиной к зрителям, чтобы не было видно ее открытых глаз;
  • Та кукла, которая говорит, - слегка двигается. Кукла, которая ее слушает, - стоит неподвижно, смотрит на говорящую.

Существует несколько видов театра, которые можно организовать в домашних условиях:

  • Фланелевый театр – нарисуйте на тонком картоне фигурки. Вырежьте их, а к обратной стороне приклейте кусочек фланели. Также необходимо представить сцену в виде доски-стенда с ножкой-подставкой, который покрыт байкой или фланелью.
  • Плоские игрушки – ребенок будет рад, если картинки будут двигаться, персонажи действовать по ходу чтения. Картинку можно перерисовать из книги, раскрасить, вырезать и укрепить на подставке. Деревья, дома, грибы, цветы расставляют на столе, а между ними перемещают картинки персонажи.
  • Пальчиковый театр – это куклы, которые надевают на палец. Персонажи для пальчикового театра могут быть сшиты из ткани и поролона, но доступнее всего изготовить их из бумаги. Для этого нарисуйте фигурки или только головки зверюшек и человечков. Затем фигурки вырезают и приклеивают к картонным колечкам. Колечки надевают на палец. Если вы нарисовали только голову персонажа, то туловищем может служить ваша рука. Сшейте для руки перчатку на три пальца. На один палец вы наденете голову, а два других – это руки куклы.
  • Игрушки-топотушки – такая игрушка сможет «ходить», «бегать», плясать на столе. Нарисуйте фигурку на картоне (ножки человечков или лапки зверюшек рисовать не надо – их заменят пальцы кукловода).Вырежьте изображение. Прикрепите фигурку к тыльной стороне ладони при помощи резинки. На указательный и средний пальцы наденьте наперстки (пробочки от флаконов) – это ноги фигурки.
  • Куклы из коробок – коробки разной формы и размера (от пищевых продуктов, парфюмерных товаров) можно превратить в кукол-актеров. Оклейте коробки цветной бумагой нужного цвета (для этого оберните коробку бумагой, срежьте лишние части). Коробки склеивают друг с другом, приклеивают к ним разные дополнительные детали (в зависимости от куклы-персонажа). Коробка может изображать либо целую фигурку, либо только голову. При выборе коробок нужно учитывать, что в них должна поместиться рука ребенка. Если изображается только голова, то руку можно прикрыть юбочкой из ткани.
  • Игрушки из конусов – нарисуйте круг при помощи циркуля или трафарета. Сложите его пополам и разрежьте по линии сгиба. Их полученных полукругов склейте конусы. Чтобы получить конусы с более широким основанием, из круга вырезают только кусочек. Оформите куклы при помощи аппликативных деталей, превратив их в нужную птичку, зверька, человечка.
  • Игрушки из цилиндров – цилиндр склеивается из прямоугольного листа бумаги, затем к нему приклеиваются дополнительные детали, так чтобы получились образы нужных персонажей. Цилиндр возьмите такого размера, чтобы в него помещалась рука. Если взять несколько цилиндров и прибавить к ним свою фантазию, то можно по рисунку реалистичного жирафа сделать жирафа из цилиндров.
  • Воздушные куклы – эти куклы делают из надутых воздушных шаров. Шар (голова) привязывается к палочке (плечам). К палочке можно прикрепить платьице из ткани или бумаги. Голову-шар украшают аппликативно.
  • Прыгающие куклы – для их изготовления нужна тонкая круглая резинка. Резинку крепят к внутренней части конуса, проколов его в вершине, если театральный персонаж делается из конуса; крепят внутри коробки, если – из коробки. Резинку удобно закрепить внутри головы (шарика из бумажной массы). Шарик катают так, чтобы часть резинки осталась внутри его, а кончик был снаружи. Бумажное тесто готовят так: ¾ -  газетная бумага (разорвать на мелкие кусочки); ¼ - мел (глина) и клей (любой). Из теста лепят голову. Когда она просохнет, к ней приклеивают необходимые дополнительные детали.
  • Игрушки-вертушки – крепятся к палочке. Палочка поворачивается, и игрушка поворачивается. Голову и туловище таких игрушек можно слепить из бумажного теста.
  • Кулачковый театр – такие игрушки динамичны. Голова может не только вращаться, но и втягиваться и вытягиваться. Голова крепится к палочке, зажатой в кулачке, на кулачок надето платье, шея (палочка) выводится через отверстие в платье. Платье игрушки надевается на кулак левой руки, правая рука помогает приводить в движение голову.
свернуть

Памятка для родителей (законных представителей) воспитанников "Как выучить с ребенком стихотворение для чтения на празднике в детском саду"

Для того, чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать возрасту и темпераменту ребенка.

Уважаемые родители, доверьте выбор стихотворения для чтения на празднике воспитателю, либо музыкальному руководителю, который занимается разработкой праздничного сценария. Стихотворения на свободную тему и по своему желанию, которые Вы учите с детьми лучше поберечь в качестве сюрприза для любимой бабушки или записать на видео для семейного архива.

А теперь несколько практических советов:

Совет № 1

Чтобы ребёнок легко и хорошо запоминал рифму, нужно обязательно знакомить его с «мелодией» стихотворения. И начать стоит как можно раньше. Кроха еще лежит в коляске, а Вы уже декламируете ему ритмичные «Идет бычок качается», «Наша Таня громко плачет». Когда чадо подрастет, этот первый, заложенный в подсознании, опыт облегчит ему и сознательный подход к процессу заучивания. Помните, что наиболее благоприятным возрастом для заучивания стихотворений является 4-5 лет. Именно в это время начинает особенно быстро развиваться память малыша.

Совет № 2

Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением, — такова детская природа!  В противном случае оно будет лишено для ребенка смысла. Монотонное «Та-та, та-та…», с неправильными акцентами речи и даже съеденными словами, вполне устраивает многих родителей. Такие мамы считают, что стихотворение готово к прочтению на празднике и очень обижаются, если воспитатель делает замечание об отсутствии выразительности и наличии у ребёнка логопедических проблем. Но, сразу поясним, время праздника строго ограничено, а регламент мероприятия должен содержать несколько обязательных видов деятельности, из которых чтение стихов отнюдь не занимает первостепенного положения. Поэтому на празднике чаще всего чтение стихов доверяют тем деткам, которые смогут сделать это хорошо и стать примером для тех, у кого ещё не совсем получается.

Совет № 3

Прежде чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребенком, должен сам прочитать его с выражением. Затем следует обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные малышу слова и объяснить их. Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз, медленно, расставляя смысловые акценты.

Совет № 4

Не секрет, что многие дети боятся большого скопления людей. Если Ваш ребёнок от природы очень стеснителен, не стоит подвергать его пытке и требовать у воспитателя, в обязательном порядке выдать ребёнку стихотворение на праздник. Детский возраст до 6 лет, это период, где понятие «Надо!» не несёт нужного смысла и имеет прямо противоположный посыл.  Если Вы заметили, что Ваш ребёнок волнуется и переживает перед выступлением, поиграйте в игру «Концерт».  Рассадите на стулья игрушки, придумайте программу и начинайте концерт. Сначала с танцем выступит плюшевый медведь. Затем кукла споёт песенку. А теперь выступит Саша, который прочтёт стихотворение. Кстати, в качестве зрителей могут выступить и домочадцы.

свернуть

Консультация для родителей (законных представителей) воспитанников "Пойте детям перед сном"

Музыка помогает человеку стать духовно богаче. Она развивает эмоции, мышление, восприимчивость к красоте. Незаменимое воздействие музыки на человека люди почувствовали и осознали с древних времен. Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. В каждую историческую эпоху в музыке отражается определенный круг образов, интонаций, принятых народом. Наиболее ценные в художественном отношении произведения выдерживают испытания временем и доходят до потомков. «Музыка-однодневка» существовала всегда. Ее развлекательное предназначение не оспаривается, но воспитывать в человеке основы общей и музыкальной культуры можно только на признанных человечеством, народной и классической музыкальной культуры.

Таким эталоном музыкальной культуры является жанр колыбельных песен. «Баю-баюшки-баю, баю милую свою…» Сколько ласковых слов находит мать, убаюкивая свое дитя. Сколько нежности в пении, обращенном к ребенку! Малыш еще не знает языка, не понимает слов, но, слушая колыбельную, он успокаивается, затихает, засыпает. Это первая в его жизни музыка. Она воспринимается малышом с магической силой, потому что исходит от самого родного, самого дорогого существа – матери.

Ритм колыбельной песни, обычно соотнесенный с ритмом дыхания и сердцебиения матери и ребенка, играет важную роль в их душевном единении.

Колыбельная несет в себе народную мудрость, красоту, она – частица фольклора. Можно сказать, что народная педагогика берет начало в колыбельной песне.

Через колыбельную у ребенка формируется потребность в художественном слове, музыке. Мелодия – то душа музыки. Колыбельные песни – первые мелодии, первые музыкальные впечатления человека. Через колыбельную малыш получает первые представления об окружающих предметах, о животных, птицах. В некоторых колыбельных содержатся элементы нравоучений, они учат добру. Но самое важное воспитательное влияние на ребенка оказывает сама материнская нежность, любовь, составляющая стихию колыбельных.

Название «колыбельная песня» произошло от слова колыбель, колебать (качать). В народном обиходе было и другое название колыбельных песен – байки, которое произошло от древнерусского глагола байкать т.е. баюкать, качать, усыплять или баять – говорить, сказывать, шептать. Байкой уговаривали ребенка быстрее уснуть. Колыбельная поэзия отличается обилием уменьшительно-ласкательных слов, мягких согласных – люли-люли, многие древние колыбельные близки заговорам (Спи по ночам, расти по часам. Ты спи, усни, угомон тебя возьми.)

Самое важное в колыбельной песне – это материнская нежность, любовь, которая дает малышу уверенность в том, что жизнь хороша, и, если станет плохо – ему помогут, его не бросят.

Сходство колыбельных разных эпох, стилей и народностей – это спокойный темп, негромкое звучание, небольшой диапазон мелодии, множество повторяющихся оборотов. Жанру колыбельной свойственна импровизационность. Пение продолжается до тех пор, пока ребенок не уснет.

Народные колыбельные существуют с древности. Позже, на основе народных, возникали авторские колыбельные. Колыбельные представлены в детских мультфильмах, кинофильмах, телевизионных передачах, радиопостановках и спектаклях: Колыбельная Медведицы из м/ф «Умка», из т/п «Спокойной ночи, малыши», колыбельная Светланы из к/ф «Гусарская баллада», из к/ф «Красная Шапочка», «Мама», из м/ф «Про Сверчка», «Огуречик» и т.д.

Прекрасно, если привычка постоянного общения с матерью сохраняется в семье и тогда, когда ребенок взрослеет. В такие минуты общения к нежной песне присоединяется рассказывание сказок, историй, задушевные разговоры о самом главном на сон грядущий. А сон, как известно, дан человеку не только для отдыха, но и для глубинной обработки той информации, которая накопилась за день. Поэтому все, о чем говорится перед сном, закладывается глубоко в душу человека и сохраняется там на всю жизнь. Доверительные отношения, которые возникают которые возникают в моменты такого общения, будут важны для ребенка не только, пока он мал и ходит в детский сад, но и в школе. И даже тогда, когда ваш малыш вырастет, он будет знать, что у него есть человек, который его всегда выслушает, поймет, с которым так приятно общаться и просто положить голову на плечо.

Пойте детям перед сном!

ЛЮЛЮ-ЛЮШЕНЬКИ-ЛЮЛИ!

Все игрушки спать легли,

К нам пришла Байбайка –

Скорозасыпайка!

Ласковый голосок,

Шелковый поясок…

Будет с нами до утра –

Спите, глазки, спать пора!

И.Демьянов

НЕ ШУРШИ ТЫ, МЫШЬ, ПРОШУ!

Сон приходит к малышу.

Не грибы несет тропинкой,

А зевки несет в корзинке…

Позеваем сладко –

И уснем в кроватке!

И.Демьянов

СОННЫЙ СЛОН

Динь-дон. Динь-дон.

В переулке ходит слон.

Старый серый сонный слон.

Динь-дон. Динь-дон.

Стало в комнате темно:

Заслоняет слон окно,

Или это снится сон?

Динь-дон. Динь-дон.

И. Токмакова

свернуть

Буклет для родителей (законных представителей) воспитанников "Слушаем звуки природы"

Прогулки на природе, особенно – с детьми, приносят море удовольствия. Поход в лес может стать настоящим приключением! В лесу интересно в любое время года: здесь можно понаблюдать за животными и насекомыми, растениями, цветами, грибами, а сколько разных звуков можно услышать в лесу, почувствовать красоту звуков. Самых разных. Шум реки, леса, ветра и особенно, конечно, пение птиц. Мы развиваем эстетический вкус детей, показывая им, как красивы лес, радуга, цветущий луг, ночное небо и т.п. Пение птиц, естественно, вписывается в этот ряд. Дети такое пение обычно не слышат. Чтобы услышали, надо привлечь их внимание: «Давай посидим тихо и послушаем. Это очень красиво». Само понятие сидеть тихо и слушать тоже для многих детей нечто новое и непривычное. Иногда это первый шаг к слушанию музыки.

В древности человек был ближе к природе и учился у неё, так и музыкальные инструменты создавались на основе звуков природы и изготавливались из природных материалов. Ведь нигде так не чувствуется красота и гармония, как при игре на музыкальном инструменте, и ни что так не близко человеку, как звуки родного знакомого с детства инструмента.

Уважаемые родители, вместе с детьми можно изготовить музыкальные инструменты. Материалом, который превращается в звучащий инструмент, может быть:

- стебель одуванчика, если посередине стебелька сделать небольшой надрез, слегка дунуть в стволик в месте надреза и извлечь звук;

- обыкновенный лист дерева, если его расположить между двух больших пальцев и направить струю воздуха в образовавшуюся щель;

- стручок акации, если из него аккуратно удалить горошины и, слегка расщепив, обрезать с одной стороны, а затем дунуть в получившуюся пустотелую трубочку;

- травинка, если ее зажать губами на концах и превратить как бы в эластичный «язычок», то, втягивая воздух в себя, можно извлечь нежный звук;

- тонкая полоска бересты, если ее поместить между губ, при их соприкосновении и вдыхании воздуха в легкие издает красивый звук, похожий на трель птиц;

- желудь – свисток, если подобрать один желудь и оторвать «шляпку» - маленький купол, который закрывает жёлудь, как крышечка. Из неё сделать маленький свисток. Разместить «шляпку» полой стороной вверх между указательным и средним пальцами руки, сжатой в кулак. Упритесь костяшками пальцев в нижнюю губу и дуй поверх края желудя. Свист будет очень громким!

Изготовленные музыкальные инструменты в основном в летний период из непрочного растительного материала, недолговечны. Но ценность таких инструментов состоит в том, что их мастерили сами дети. Инструмент, сделанный своими руками, первые звуки и мелодии, самостоятельно извлеченные из него, пробуждают у детей интерес к творчеству и приобщают к народной музыке.

свернуть

Консультация для родителей (законных представителей) воспитанников "Музыкальные пальчиковые игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности дошкольников"

Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно, в детском саду и дома. Во время занятий учитывайте индивидуальные особенности вашего ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. То, что кажется простым для нас, взрослых, очень сложно и трудно выполнить детям.

Игровая деятельность под музыку радует ребенка и поддерживает его интерес к занятиям.

Развитие мелкой моторики активизирует у детей работу мозга, способствует развитию речи и помогает дошкольникам подготовить руку к письму. Пальчиковые игры помогут вашему малышу:

- Развить внимание и терпение; - Стимулировать фантазию, проявление творческих способностей; - Научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе "телесных координат", что предотвратит возможность возникновения неврозов.

Музыка становится понятней и интересней для детей именно через движения. Поэтому основой музыкальной деятельности для малышей от года и старше должны быть танцы, жестовые, подвижные игры и музицирование. Все пальчиковые игры проводятся тремя способами:

  1. Взрослый сам выполняет движения - ребёнок смотрит. 2. Взрослый выполняет движения ручками ребёнка. 3. Ребёнок выполняет движения своими ручками.

Никогда не следует принуждать ребёнка играть. Если игра понравится малышу, он будет пытаться участвовать, просить повторения. Если ребёнок показывает движения по-своему, его не следует исправлять. Наоборот, пусть он покажет другим, как, например, прыгает его зайчик. Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой? 

  1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцамииндуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи. 2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подрожать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. 3. Детки учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять. 4. Если ребёнок будет правильно выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями. 5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. 6. У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. 7. В результате освоении всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

У ОЛЕНЯ У оленя (изображаем рога) Дом (изображаем крышу над головой) Большой (разводим руки в стороны, показывая какой большой у него дом) Он глядит в свое окно. (держим одну руку горизонтально на уровне груди, ладонью второй руки подпираем голову, локоть стоит на первой руке) Зайка по лесу бежит (пальцами изображаем бегущего зайца) В дверь к нему стучит: -Тук-тук, дверь открой, (изображаем стук в дверь) Там в лесу (показываем через плечо за спину большим пальцем сжатого кулака) Охотник (показываем, как охотник целится из ружья) Злой (корчим страшную рожицу) — Поскорее забегай, (имитируем открывание двери) Лапку мне давай. (жмем малышу руку) ТУК, ТОК Тук, ток, туки ток, бьёт кулак как молоток. Тук, тук, тук, туки, застучали две руки. Тук, тук, туки ток, застучал мой каблучок. Тук, тук, тук, туки, застучали каблуки. Тук, тук, тук туки, две ноги и две руки, Тук, тук, тук туки, бьют и бьют как молотки. Тук, тук целый день (Стучат произвольно, “как больше всего нравится”). Мне стучать совсем не лень. ВОТ ЛЯГУШКИ (Ладони “прыгают” по коленям). Вот лягушка по дорожке (При этом необходимо при соприкосновении с

поверхностью делать ладонями хороший толчок вверх)

Скачет вытянувши ножки «Ква, ква. Ква, ква. (Руки то сжимаются в кулак, то резко раскрываются пальцы (приговаривают “ква-ква”)

ПАУЧОК (Руки скрещены. Пальцы каждой руки “бегут” по предплечью, а затем по плечу другой руки) Паучок ходил по ветке, А за ним ходили детки. Дождик с неба вдруг полил, (Кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение (дождик). Паучков на землю смыл. (Хлопок ладонями по столу/коленям.) Солнце стало пригревать, (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качают руками (солнышко светит) Паучок ползёт опять, А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке. 

ПЧЁЛКИ

(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). “Улей” прижат к “ёлке”) Домик маленький на ёлке, (Дети заглядывают в “улей”) Дом для пчёл, а где же пчёлки? Надо в дом постучать, (Сжимают кулачки, стучат ими друг о друга) Раз, два, три, четыре, пять. Я стучу, стучу по ёлке, (Стучат кулаками друг о друга, чередуя руки) Где же, Где же эти пчёлки? Стали вдруг вылетать: (Разводят руками, растопыривают пальцы и шевелят ими (пчёлки летают) Раз два, три, четыре, пять!

ПАЛЬЧИКИ (В соответствии с текстом, дети поочерёдно сгибают и разгибают один из пальцев, при этом стараясь не шевелить остальными.) Вот это самый толстый пальчик у меня, (Сгибают и разгибают большой палец) Вместе с ним танцуют все его друзья. (Сжимают и разжимают кулачки) Этот самый ловкий пальчик у меня (Указательный палец) И, когда танцует пальчик, с ним танцуют все друзья. Вот этот самый длинный пальчик у меня, (Средний палец) Вместе с ним танцуют все его друзья, А вот этот пальчик лодырь у меня, (Безымянный палец) Но, когда танцует пальчик, с ним танцуют все друзья. А этот пальчик-мальчик лучший у меня, (Мизинец) Вместе с ним танцуют все его друзья. Все мои пять пальцев дружная семья, (Выполняют движение “фонарики”) И, когда они танцуют, танцую с ними я (Хлопки в ритме текста.)

ЧЕРВЯЧКИ (Ладони лежат на коленях или столе. Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение ползущей гусеницы). Раз, два, три, четыре, пять, Червячки пошли гулять. Раз, два, три, четыре, пять Червячки пошли гулять. Вдруг ворона подбегает (Идём по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони). Головой она кивает, (Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз) Каркает: "Вот и обед!" (Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх) Глядь (Разводим руками), а червячков уж нет! (Сжимаем кулачки, прижимаем их к груди).

свернуть