Консультации для родителей

Консультация для родителей «Дошкольник и экономика»

«Нужно ли дошкольнику экономическое воспитание?»

Нужно! Но как?

Обсуждая эту проблему, мы говорим лишь о началах экономического

воспитания, включающих в себя доступные детям знания  и некоторые

экономически значимые качества личности, берущие свое начало в детстве:

бережливость, трудолюбие, экономност.

     Многолетний опыт работы с детьми дошкольного возраста показывает,

что воспитывать бережливость, рачительность легче на примере личного

«достояния». «Мое» и «наше» - разные понятия не только по содержанию, но

и по внутреннему их восприятию. Можно привести массу примеров разного

отношения к «своему» и к «общему». Придя в детский сад со своей игрушкой

(дорогой для него вещью), ребенок в течение дня озабочен тем, чтобы не

потерять ее, чтобы никто не сломал и не испортил. Малыш не жадный и дает

игрушку поиграть другим детям (ему ведь тоже дают!), но при этом он будет

тщательно следить за ее сохранностью. Однако по отношению к игрушкам и

другим вещам детского сада (т.е. тому, что принадлежит всем и лично ему в

том числе) подобной озабоченности нет и в помине! Правда, если

воспитатель строгий, дети боятся наказания за сломанную игрушку. И иногда

это приводит к тому, что ребенок начинает сваливать свою вину на других,

лгать и пр. Но это уже нравственный аспект проступка, требующий

специального обсуждения.

     Мы же только хотим подчеркнуть, что дети по-разному относятся к

личной и общественной собственности: личные потери более болезненны.

Не потому ли повседневная жизнь детского сада дает массу примеров того, как дети безжалостно портят, ломают, выбрасывают игрушки и предметы для

труда, совершенно не испытывая при этом чувства вины или беспокойства?

Нередко приходится слышать от взрослых, в том числе и от педагогических работников: зачем ребенку беречь и экономить, не так уж велики потери от того что он ломает игрушки, портит бумагу, краски, фломастеры. Мол, вырастет, столкнется с денежными затратами, вот тогда и перестанет портить вещи.

     Это глубокое заблуждение. Дело не в сломанной игрушке – из этих

поступков постепенно складываются формы привычного  поведения,

вырабатывается определенный стиль жизни, изменить который будет не

просто.

     Семья – это реальная экономическая среда, в которой живет ребенок.

Повседневный труд взрослых, заботы «о хлебе насущном», достаток или,

наоборот, бедность (нехватка денег, доходы и расходы). Дети включены в эти

реальные жизненные ситуации постоянно.

Детский сад – некая условная ситуация, которая не дает полноценного

опыта и практического «экономического поведения». Дети здесь тоже

«покупают», «продают», «меняются», «работают», но это лишь игра, которая

закрепляет опыт, полученный в семье.

       Экономические знания нужны всем, и дети дошкольного возраста не

исключение. С проблемами экономики их сталкивает современная жизнь.

Уже в дошкольном детстве из привычной роли беззаботного потребителя

ребенок сначала становится сознательным потребителем, а позднее –

созидателем предметов потребления. Но как познакомить малыша с

основами такой сложной науки на доступном ему уровне?

В дошкольном возрасте можно дать элементарные сведения из области

экономики: научить их правильному отношению к деньгам, способам их

зарабатывания и разумному использованию; с помощью игр, экономических

задач, кроссвордов – ввести ребят в сложный мир вещей, предметов,

человеческих взаимоотношений.

Необходимо дать знания о взаимосвязи между экономическими и

этическими категориями: бережливость, честность, экономность, щедрость,

достоинство. Разумно расходовать деньги, не покупать ненужных вещей, не

завидовать приобретениям сверстников.

Формирование экономического сознания – дает знания о новых

профессиях: менеджер, бизнесмен, фермер, рекламодатель, банкир,

рекламный агент.  Обогащается детский словарный запас, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умении честно соревноваться и не боятся проигрыша, стремление доводить начатое дело до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания.

свернуть

Консультация для родителей "Какой спорт полезен ребенку"

Все родители хотят,  чтобы дети росли здоровыми, а для этого надо заниматься спортом. Важно понимать, что спорт, как хороший воспитатель, должен развивать заложенные природой данные, а не ломать, поэтому

важно чем ребенок будет заниматься. Помните: организуя подвижное активное детство, вы избавляете своего драгоценного любимого ребенка от многих проблем с характером и со здоровьем

Чтобы правильно выбрать вид спорта своему ребенку, достаточно учитывать несколько ключевых моментов:

  1. Рост и скорость.
  2. Вес ребенка.
  3. Медицинские противопоказания.
  4. Темперамент.
  5. Удаленность секции от дома

Советы: 

   Просветите ребенка, какие вообще секции и виды спорта бывают. Узнайте, что есть поблизости от вашего дома и что интересного вообще имеется в вашем городе. Возможно, вы найдете что-то неординарное и очень интересное! А ваш рассказ о каком-то виде спорта может запросто увлечь ребенка.

  Самое главное – не принуждайте, не ломайте, не насилуйте ребенка. Занятия по принуждению эффекта не дадут. Более того – они могут спровоцировать травмы, а оно вам надо? Пусть ребенок получает от спорта удовольствие!

   Если ребенок выбирает вид спорта, не соответствующий его темпераменту – ничего страшного! Вдруг он действительно в нем преуспеет?

   Прежде, чем ребенок выберет какой-то «свой» вид спорта, может потребоваться много времени. Пусть он позанимается немножко тем, немножко этим – предоставьте ему свободу выбора!

    Не гонитесь за спортивными достижениями ребенка. Помните, что он занимается спортом, чтобы укрепить здоровье и найти друзей. Все остальное – вторично: понимание, любовь и терпение.

Когда ребенка можно отдать в спорт

Родители должны знать, что сверх-интенсивные тренировки могут привести к ранней остановке роста ребенка.

Ребенок развивается постепенно, поэтому родителям необходимо проявить разумную рациональность в выборе спортивной секции для своего малыша. Нельзя давать сразу чрезмерную физическую нагрузку, ведь спорт должен соответствовать возрасту ребенка.

Легкой атлетикой: иногда даже говорят, что легкая атлетика – спорт, придуманный детьми. Дети с самого раннего возраста начинают бегать, прыгать. Это очень естественный вид спорта. Рекомендуется заниматься с 7 лет. Благодаря ей развивается грудная клетка, правильное дыхание, она способствует снабжению организма кислородом. Ребенок гибкий, ловкий, уравновешенный. Гармонично развиваются мышцы. У девочек становится красивая фигура, стройные длинные ноги.

Футбол: оптимальный возраст поступления в секцию - 7 -9 лет вид спорта для детей, которые могут отлично управлять как правой, так и левой рукой и ногой (есть такие особенности). Левши даже лучше и быстрее реагируют, скорость реакции у них выше.

Карате: ориентироваться лет на 5-6. Один из самых востребованных на сегодняшний день видов спорта среди детей. Еще бы! каратэ дает так много: волю, ловкость, стимулирует иммунитет, а кроме этого, делает психику ребенка более уравновешенной, укрепляет дух и, что очень важно, помогает преодолеть внутренние страхи.

Плавание:  такой благодатный вид занятий, который подходит даже детям с 2-х месяцев (некоторые практикуют и от рождения, опираясь на то, что вода - родная среда обитания для недавно родившегося человечка). Но мы имеем в виду общедоступные нормы, на которые может ориентироваться большинство родителей (конечно, при участии специалистов). Ну а для секций подойдёт 6-7 лет.

Катание на коньках: рекомендуется для девочек и мальчиков с 6 лет. Развивает ловкость и равновесие, укрепляет мышцы ног и делает детей стройнее.

 Лыжный спорт: заниматься им можно с 5- 6 лет, как девочкам, так и мальчикам. Но лучший возраст для начала занятий лыжным спортом — около 10-11 лет. Солнце, чистый зимний воздух сами по себе очень полезны. Занятия лыжами помогут ребенку быть увереннее в себе, закалиться. В упражнениях задействованы все мышцы тела.

Дзюдо рекомендуется в основном мальчикам с 7 лет. Способствует гармоничному развитию всех мышц тела, прекрасно развивает правильное дыхание, дисциплину, умение владеть собой, веру в себя.

Запрещается при заболеваниях позвоночника. Нежелательно для детей с чувствительной кожей, так как вполне вероятны многочисленные синяки из-за падений

Гребля - рекомендуется девочкам и мальчикам с 13 лет. Хорошо воздействует на мышцы спины, ног, живота, рук, делает гибкими суставы. У девочек гармонично развивается грудь. Теннис — «односторонний» вид спорта. Нежелательно заниматься им до 12 лет, так как при этом одна сторона тела развивается больше, чем другая. Чтобы вторая часть тела не была недоразвитой, нужно заниматься специальными упражнениями для развития всех ее мышц, иначе возможен правосторонний сколиоз позвоночника. Учит ребенка расслабляться, делает гибкими суставы.

Гимнастика - рекомендуется с 6 лет как мальчикам, так и девочкам. Не путайте этот вид спорта с домашней гимнастикой. Включает упражнения на полу и снарядах (бревно, брусья, конь, кольца, трамплин). Развивает гибкость и ловкость. Особенно рекомендуется девочкам: занятия дают им грацию, элегантность, уверенность жестов.

Игры с мячом (волейбол, баскетбол) -рекомендуются мальчикам и девочкам с 9 лет. Они активизируют деятельность сердца и кровеносных сосудов. Лучше всего начать заниматься этими видами спорта с 10-15 лет. Все мышцы тела гармонично развиваются, особенно в длину. Фигура ребенка становится стройной, элегантной. Игры с мячом учат ловкости, быстроте реакции. Особенно рекомендуются низкорослым детям, так как благоприятно влияют на рост. Девочкам игры с мячом помогают улучшить фигуру: грудь будет красивой, плечи ровными, бедра стройными, щиколотки и икры изящными.

    Спортивный образ жизни — это не только полноценное физическое развитие, это хорошая тренировка нервной системы и воспитание характера.

свернуть

Консультация для родителей «Выбор книги для чтения с детьми, правила совместного чтения»

Читайте Вашим детям

Старайтесь читать им ежедневно в одно и то же время. Очень  подходит для этого время перед отходом ко сну.

Пусть Ваши дети видят, как Вы читаете. Это лучший способ показать им, что чтение важно и для Вас, и Вы наслаждаетесь им.

Просите старших детей читать младшим. Старшие будут гордиться оказанным им доверием и с удовольствием демонстрировать полученные навыки. Младшие захотят читать так же, как их старшие братья, сестры или друзья.

Ходите вместе в библиотеку. Попросите библиотекаря помочь Вашему ребенку найти нужную книгу. Запишитесь в библиотеку сами, и тогда Вы сможете брать книгу для семейного чтения домой.

Ведите «дневник домашнего чтения» для формирования грамотного читателя в условиях семьи.

Для закрепления прочитанного попробуйте такую игру: убирая игрушки, каждый читает про убираемый предмет наизусть короткий стишок. Про мячик, машинку, мишку, паровозик, куклу…

Попробуйте сами писать книги. Составьте книжку про Вашего сына (дочку), детям нравится слушать истории про самих себя.

Ещё один приём – составлять книжки вместе с ребёнком. В эти самодельные книги можно включить детские рисунки, фотографии, стихи.

Можно лепить сказочных героев из пластилина, устраивать кукольный театр.

И ещё, важный момент – надо прививать и культуру обращения с книжками. Рисование в книжках должно пресекаться сразу и жёстко. Книжки нельзя кидать на пол и рвать. После прочтения их надо обязательно класть на место, иначе они обижаются и уходят к другим детям. Книжки должны находиться в пределах досягаемости ребёнка.

Пока книжек мало, можно облегчить ребёнку работу по их хранению. Не используйте коробки, так как из них трудно доставать нужную книжечку, приучайте сразу к тому, что место книг – книжная полка. А чтобы книжечки не падали, купите пластмассовую подставку-сушилку для посуды. В отделениях для ложек-вилок удобно хранить книжки-малютки, картонные книги размером побольше, располагаются в отделениях для тарелок.

Несколько практических советов:

  • Начинайте чтение немедленно: чем раньше, тем лучше.
  • Читайте детям регулярно. Необходимо сделать семейное чтение непременной частью вашей жизни.
  • Подключайте к чтению всех членов семьи. Это сплотит семью, сделает ее дружней.
  • Окружайте ребенка книгами. По мнению ученых, в доме, где много книг, дети рано начинают читать.
  • Постепенно прививайте привычку, интерес и любовь к книге в процессе ознакомления с художественной литературой
  • Прививайте навыки слушания, восприятия художественных текстов; возможность наслаждаться звуками, словом, музыкой стиха; умение увидеть за словами конкретный образ и передать его в разговоре, рисунке, движении;
  • Сочетайте слушание с другими видами деятельности: звукоподражанием, проговариванием, ответами на вопросы, заучиванием, перевоплощением, разыгрыванием по ролям
  • Развивайте в малыше познавательную активность на основе энциклопедических изданий.
  • После прочтения литературного произведения побеседуйте с ребенком. Главное направление беседы – помочь осмыслить содержание произведения, проникнуть в те внутренние связи, которые он еще не может раскрыть сам.
  • Обменивайтесь книгами с другими семьями. А еще лучше — запишитесь в библиотеку всей семьей.
  • При выборе книг прислушивайтесь к мнению библиотекаря.

Читайте, рассказывайте сказки

Рассказывайте, читайте сказки вашим детям.

         Пусть дети участвуют в сказках как главные герои, руководят событиями, вмешиваясь в сочиненную сказку, подсказывают свое решение, придумывают конец сказки. Ведь в сказках как бы проигрывается будущее вашего малыша: станет ли он потом искать выход из трудной ситуации или придумывать повод, как отвертеться. Будет ли он щедрым или же мелочным.

Человечество не зря придумало сказки. Где еще несмышленому человечку можно победить драконов и притом совершенно безопасно — у теплого родного плеча мамы.

А как хороши сказки для семьи!

Пройдут годы, ваш ребенок, впитав тепло и добро прочитанных и придуманных вами сказок, воздаст вам вниманием и заботой. Человек, когда он счастлив, этого не забывает, большой он или маленький. А дети, участвуя в чтении и сочинении сказок, подлинно счастливы: они сокрушают зло и становятся на ступеньку выше в освоении добра.

Не спешите расстаться с прочитанной книгой:

Самый простой путь: сделать иллюстрации к прочитанным сказкам (другим книгам), нарисовать портреты полюбившихся героев.

свернуть

Консультация для родителей «Наказание или поощрение»

Консультация для родителей «Наказание или поощрение»

Где найти столько терпения, чтобы не наказывать ребенка за его проступки? А может это и не проступок вовсе? Как стать идеальным родителем, чтобы воспитывать идеального ребенка? Почему дети не понимают того, что поступают плохо? Зачем я так часто ругаю своего ребенка? Почему я такая(ой) добрая(ый), даже нормально наказать не могу? Такого рода вопросы так или иначе приходят в голову практически каждому родителю. И это только малая часть их. Взрослые все разные и дети тоже, ситуации бывают легкие, средние, тяжелые и очень сложные. И без наказания не обойтись и поощрять очень хочется!!!            Поощрение и наказание – два очень разных метода воспитания, прямо противоположных друг другу. И нет единого мнения о том, что важнее, главное – как найти во всем меру. Давайте попробуем разобраться. Итак, поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребенка, а наказание – это отрицательная оценка поведения ребенка в случае нарушения им норм нравственности.              Основной психолого-педагогический смысл влияния поощрения на личность ребенка и на формирование его характера – это чувство удовлетворения от поощрения, а для тех, кто не заслужил поощрения - желание пережить в следующий раз подобное чувство. Существует много способов выразить ребенку свою положительную оценку. Это и ласковый взгляд, и поощрительный легкий кивок головы, и одобряющий жест, и доброе слово, и похвала, и подарок. Поощрение ребенка за что-то хорошее укрепляет у него веру в свои силы, вызывает желание и в дальнейшем вести себя лучше, проявить себя с хорошей стороны. Вместе с тем не следует слишком увлекаться поощрением. При частом повторении они перестают служить стимулом дисциплинирования. Дети привыкают к ним и не ценят поощрения. В процессе воспитания приходится прибегать и к наказаниям. Аналогично поощрению существует немало способов демонстрации взрослыми своего отрицательного отношения к поступкам сына или дочери: холодный взгляд, нахмуренные брови, предостерегающий жест, гневное слово и т.д. Но надо помнить, что чем больше родители используют такие авторитарные методы воздействия, как приказы, придирки, ворчание, крики, брань, тем меньше это оказывает влияния на поведение их детей. Если же вдобавок взрослые разгневаны, раздражены, настроены враждебно или вовсе впадают в истерику, то не следует ждать положительного результата.             Разумеется, не следует увлекаться наказаниями. Но, в то же время нельзя снисходительно относиться к серьезным недостаткам в поведении ребенка и допускать безнаказанность. А.С. Макаренко говорил: «Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство. Умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их». Надо стремиться к тому, чтобы наказание не унижало личность ребенка, не оскорбляло его человеческое достоинство. Порицание нужно делать кратко, ясно, твердо и требовательно, но без запальчивости и раздражения. Наказания не должны быть слишком частыми. Если ими злоупотреблять, дети привыкают к ним и перестают на них реагировать. Особого подхода требуют дети легковозбудимые. Процессы возбуждения у них преобладают над процессами торможения. Поэтому нередко по отношению к ровесникам и даже взрослым они проявляют резкость, грубость, развязность. Запреты и замечания взрослых, особенно если делаются в резкой форме, не всегда положительно влияют на таких детей. Здесь полезно предъявлять требования в виде просьбы или совета. Определить необходимое наказание и его меру очень трудно. Оно должно соответствовать проступку. Ребенок очень чувствителен к справедливости наказания.

Что же следует помнить родителям при выборе и применении тех или иных мер поощрения и наказания: - Любое наказание не должно вредить здоровью ребенка – ни физическому, ни психическому. Оно должно иметь информационный характер полезный на будущее, но не утомляющий по объему - Наказание не должно давать понимание отсутствия любви к ребенку, лишения заботы о нем - Наказание не должно быть предположительным (если вы не уверены в плохом проступке ребенка наверняка – не наказывайте) - Наказание не должно быть «пожизненным», после выяснения всех обстоятельств начинается новая жизнь «с чистого листа» для всех - Проступки, которые давно прошли и не были вовремя выявлены лучше пропустить и не возвращаться к ним совсем (у всех явлений есть свой срок давности) - Наказание не должно унижать ребенка по принципу «слабый – сильный» или «большой – маленький». Это только приведет к снижению самооценки ребенка и уровню собственного достоинства - Чаще хвалите ребенка, подбадривайте, вовремя подбирайте нужные слова для вселения надежды, оптимизма и повышения уровня самооценки ребенка - Показывайте и рассказывайте о своих успехах на собственном примере. Старайтесь сделать так, чтобы ребенок вам верил - В семье не должно быть так: один родитель только ругает, а другой все время жалеет. Если ругать, то вместе, если жалеть – тоже вместе - Будьте постоянны в своих запретах и разрешениях для недопущения манипуляции вами со стороны ребенка, они также должны быть совместными обоими родителями - Ваше спокойствие в состоянии победить любые бури и гнев ребенка, так «терпение и труд все перетрут». Отношения нужно выстраивать на взаимном уважении, мудрости взрослого человека и разумной любви к своему ребенку, потому что так, как вы его не любит больше никто!

 

свернуть